Найти в Дзене
АиФ–Тула

Отцу тульской журналистики исполняется 70 лет. Борис Играев отмечает юбилей

Оглавление
   Отцу тульской журналистики исполняется 70 лет. Борис Играев отмечает юбилей
Отцу тульской журналистики исполняется 70 лет. Борис Играев отмечает юбилей

Борис Играев отмечает юбилей. А вместе с ним его празднуют и многие журналисты.

«Что, Боре 70? Господи ты боже мой! Вот как-то про себя понимаешь: уже к шестидесяти, внуки ещё чуть-чуть и станут совершеннолетними, но чтобы Играеву 70... ..», - практически каждый из старой и не очень старой журналистской гвардии, с кем в эти предъюбилейные дни довелось говорить, реагировали на цифру одинаково.

А потом легко и радостно вспоминали, как работали с ним, как до сих пор за кружкой крепкого чая звонят ему и говорят о том, что в голову взбредёт. А взбредает разное. Не редко заковыристое. Как и тогда, в восьмидесятые годы, когда в «Молодом коммунаре» он был сначала заместителем редактора, потом редактором, ответственным секретарём и вновь редактором.

   Фото: Из личного архивa/ Андрей Лыженков
Фото: Из личного архивa/ Андрей Лыженков

В то время МК возглавлял умнейший, серьёзнейший, матерый журналист Александр Гелиодорович Ермаков. Его замом был Борис Анатольевич – дипломатичный, спокойный, элегантный, улыбчивый, обладавший двумя уникальными свойствами. Одному ему известным образом он улавливает искру таланта в лаве амбиций, максималистических закидонов, безмерных душевных порывов и безудержности молодых. Не завидует успехам других, тонко и даже трепетно относится к профессионалам, имеющим свою позицию и берегущих профессиональное достоинство.

Благодаря этим его чертам, многие, кто был рядом с ним, стали хорошими журналистами.

Ну, давайте, дерзайте!

В начале 80-х в МК один за другим пришли сразу несколько молодых ребят и девчонок. Завели стенгазету, длинной в стену, писали юморески, фельетоны друг на друга, играли на гитаре, пели Окуджаву, Вертинского, собственные песни, рвались в бой, жаждали правды, добра и справедливости во всем мире. Алексей Дрыгас, Олег Дорофеев, Константин Кириллов, Ирина Перерушева, Игорь Филимонов, Александр и Лиана Кузнецовы, Андрей Лыженков, Сергей Шмунь, Сергей Степанов и я – самая младшая. Это было творческое варево, специй в которое подбрасывали известные журналисты – Константин Шестаков, Сергей Белозёров, Ольга Подъёмщикова, Сергей Ждакаев.

Гелиодорыч почти никогда не поднимался к нам на 12 этаж. Борис Анатольевич приглядывал за нами с улыбкой уставшего наставника юного избалованного шалуна-графа. «Ну, чем вы меня можете удивить?», - читалось в его глазах. Но тут же они лукавились и лучились интересом.

   Фото: Из личного архивa/ Андрей Лыженков
Фото: Из личного архивa/ Андрей Лыженков

Вскоре Гелиодорыч с Играевым подхватили и обуздали наш взбалмошный молодёжный ветер. Назвав нас молодёжной редакцией, давали нам порулить, позволяя полностью подготовить газетный номер. Страшно куражное и ответственное дело.

Мы с мужем Сергеем Степановым только приехали из Питера. Едва устроившись на работу, Сергей заявил Играеву: «Борь, посмотрел я вашу «Музыкальную орбиту». Не интересно. Отдай её мне, я тебе из неё конфетку сделаю». Играев согласно кивнул. Когда он вышел из кабинета, кто-то шепнул, что именно Борис и вёл эту страницу. Будучи членом Ленинградского рок-клуба и обожая рок-музыку во всех её проявлениях, Сергей населил орбиту в то время запрещёнными рок – группами: Алиса, Аукцыон, Ноль, Телевизор, Наутилус Помпилиус, ДДТ, Аквариум... Разбавил их «Битлз», Джимом Мориссоном и т.д.

Практически после каждого выпуска Играева вызывали в обком комсомола на ковёр. Он говорил: «Ну, я пошёл». Возвращаясь, закатывал глаза к потолку и произносил что-то типа: «Ну, вот, вы опять»... И с интересом читал очередной готовящийся выпуск. То же происходило, когда кто-то выскакивал в материалах за установленные обкомом рамки.

Он отобрал все мои деньги

«Я был человеком без паспорта. Только из армии, при себе лишь военное удостоверение. Плюс к этому я имел наглость и несколько нарисованных мной картинок, - рассказывает Константин Кириллов. – И вот я такой красавец объявляюсь в конторе (в МК – ред.), а тут сидят два таких: один Играев, второй Гелиодорыч. И вот Гелиодорыч спрашивает: «А чем бы вы хотели заниматься в газете?» «Хочу писать фельетоны и сатиру». Тут Гелиодорыч начинает делать умное лицо и объяснять, что фельетонист - это белая кость редакции, и вот так со двора вдруг...

Внезапно мы слышим хохот. Это Борис Анатольевич Играев смотрит мои картинки. Вот так я и попал. В редакцию МК в том числе. Меня назначили на спорт, я быстро спорт развалил подчистую, напрочь. И тогда встал сложный вопрос между Гелиодорычем и Борисом Анатольевичем: гнать меня просто или, скажем мягко, мокрой тряпкой. Играев предложил: «А пускай он газету рисует». И я начал рисовать газету, и она начала вырисовываться.

С подачи Играева, понявшего, что я сделаю её красивой, меня назначили ответственным секретарём. Для беспартийного это было практически невозможным. Не знаю кто из них, Гелиодорыч или Играев, или они вместе, но моё назначение буквально пробили в обкоме».

Константин оказался отличным верстальщиком и дизайнером, а его рисунки вызывали большой интерес широкой аудитории.

Спустя много лет Кириллов уехал жить в Москву. Продав в Туле квартиру, пришёл к Играеву отметить продажу и отъезд.

«Он тут же отобрал почти все мои деньги, спрятал в свой сейф, а меня выгнал, дав 100 долларов, - вспоминает он. – Говорит: «Скоро приеду в Москву, отдам, если будешь трезв. До сих пор благодарен, иначе бы прокутил тогда, проиграл».

Мы ждали перемен!

«В тот понедельник я собиралась на работу вальяжно, - вспоминает Татьяна Мариничева. - Первый день после отпуска, который я провела в прекрасном городе Самаре, где я оторвалась от всей души и купила себе новый кожаный пиджак. Пиджак из натуральной кожи — по тем временам это было круто. Так что очень хотелось выглядеть и поражать. И тут радио прочитало мне каменным голосом нечто невероятное — заявление ГКЧП.

Это было утро 19 августа 1991 года. Я полетела в редакцию «Молодого коммунара». Вопросы и у меня, и у коллег были на тот момент исключительно русские: кто виноват и что делать? Все мы были тогда демократами, за свободу слова и прочую вольницу, потому в редакции царил хаос. Пока наш редактор Боря не позвал всех в свой кабинет для обсуждения текущего момента. Да, момент был так себе, прямо скажем.

И тут выяснилось, что многие газеты в знак протеста решили не публиковать заявление ГКЧП, а выйти на следующий день с белыми пятами там, где это всё должно быть опубликовано.

«А обращение Ельцина мы опубликовать не можем?»

«А это незаконно», - сказал Боря, и привел какие-то веские доводы.

А дальше он просто распустил всех из редакции.

«Идите в город, смотрите, слушайте, участвуйте, завтра с утра соберёмся, посмотрим, что делать дальше, - сказал он напоследок и ещё добавил одно, странное: - И чтобы в контору сегодня никто не возвращался!»

Тула бурлила, на каждом углу было, на что посмотреть и что послушать. К нашему Белому дому тоже подтянулся митинг, который продолжался до четырёх утра. Утром, собравшись в редакции, мы увидели, что «Молодой коммунар» вышел с обращением Ельцина. Большинство других российских газет вышло с белыми пятнами, как и было сказано накануне. Мы упрекнули Борю в том, что поступил он ни разу не демократично. Мог бы про такое геройство и нам сказать, мы бы его полностью поддержали.

«Я редактор, я несу ответственность», - ответил он.

И только много времени спустя проговорился, как позвонил в общество воинов-афганцев, как ночью эти дерзкие парни просто встали в коридорах типографии, чтобы набор с обращением Ельцина был без потерь доставлен до конечной точки и оно было напечатано, как охраняли тираж газеты.

«Да и вас всех подставлять не хотелось. Кто знает, как жизнь тогда ещё развернулась бы?» - позже вспоминал Борис.

Но в августе 1991 жизнь развернулась в нашу сторону, и «Молодой коммунар» был безусловным героем на этой демократической волне».

«Я тогда был собкором «МК» по Арсеньевскому, Белевскому, Дубенскому, Одоевскому и Суворовскому районам, - говорит Константин Шестаков. - О ГКЧП узнал на корпункте в Дубне. Написал быстренько ядовитую реплику на главу ГКЧП Янаева и поехал в редакцию. Там уже были все, даже те, кто находился на отдыхе в очередном отпуске. Решили первую полосу сделать из материалов с критикой действий и высказываний гэкачепистов. Получилось интересно — метко, наглядно и весело. Играев уговаривал всех разойтись, мол, возможны аресты, но мы с Серегой Белозеровым остались. Кабинет заперли, свет выключили, чтобы с улицы не засекли. Спали на диване».

«Есть такой афоризм: не дай Бог жить в эпоху перемен. А редакторство Бориса Анатольевича в «Молодом коммунаре» пришлось на бурные годы перестройки. - говорит Ирина Перерушева. – Он, как человек здравомыслящий, прогрессивный, сразу взял курс на отчаливание в тематике публикаций от обкома комсомола, под чьей крышей издавалась тогда газета. И красные Макиавелли ему изощрённо отомстили: пригласили на дружеские посиделки и вызвали ко входу из кабака транспорт из вытрезвителя. (А тогда действовал «сухой закон»). На другой день – Пленум и снятие с должности редактора газеты. Борис стоически работал с понижением в ответсеки, а перестройка набирала обороты. И настал тот день, когда журналисты с передовыми взглядами стали незаменимы. Тот же Пленум обкома комсомола вернул Бориса на должность редактора. В коллективе был феерический праздник, и никто не опасался ментов на выходе... В какое захватывающее время мы работали! Желаю всем жить в эпоху перемен!».

«В 90-е годы была гиперинфляция и многие рекламные сделки совершались по бартеру. Вся наша контора была завалена велосипедами, - вспоминают журналисты Лиана и Александр Кузнецовы. - Играев продавал их, чтобы содержать редакцию».

Помимо велосипедов, в его кабинете стояли мешки с кофе, какие-то продукты и товары. Он бился, как мог, и редакция выдержала и выжила.

Сегодня Борис Играев - руководитель кафедры журналистики в ТулГУ с 15-летним стажем, доцент, автор множества учебных пособий, статей, Энциклопедии тульской журналистики, издания «Бессмертный полк тульских журналистов». Человек, 35 лет проработавший в СМИ, 20 лет возглавлявший региональное отделение Союза Журналистов России и собирающий материалы об истории тульской журналистики для музея, идея которого родилась у него много-много лет назад. Он же придумал создать аллею СМИ, и журналисты ведущих изданий высадили туи возле здания гуманитарного факультета, назвав аллею «Борин сад».

Каждый год в нашу редакцию на практику приходят его студенты. Двое, Анна Нго и Полина Зубакова, окончив университет, уже работают в «АиФ в Туле».

«Меня всегда поражало его терпение во время лекций, ведь он понимал прекрасно, что большинство студентов будут учить предмет перед самой сессией. Я часто вспоминаю его лекции, его подход к журналистике. И беззаботные годы, когда мы были рядом», - ностальгирует Полина Зубакова.

«Бориса Анатольевича называют отцом кафедры журналистики, - рассказывает выпускница университета Варвара Корнеева. - Он не перестаёт утверждать, что интернет и блогеры – временное явление, а телевидение и газеты будут жить вечно. На его взгляд, ничто не может заменить бумагу с запахом полиграфической краски.

   Фото: Из личного архивa/ Андрей Лыженков
Фото: Из личного архивa/ Андрей Лыженков

На первом курсе мы сдавали ему экзамен. Борис Анатольевич видел, что студенты списывали ответы, но молчал. Самое интересное началось тогда, когда ребята пытались пересказать только что написанное, а Играев задавал им вопросы. Одна студентка не ответила ни на один вопрос. Улыбнувшись, Борис Анатольевич сказал: «Я Вам поставлю троечку, но в следующий раз за молчание выброшу зачётку в окно».

Мой самый любимый предмет начиная со школьной скамьи – история. В Борисе Анатольевиче мне посчастливилось найти единомышленника. Он давал мне интересные доклады, хвалил за ответы на семинарах и говорил, что уважает умных, любознательных людей. И подарил мне пряник, когда во время лекции я назвала ему дату смерти Петра Первого. Бережно храню от него обёртку.

Готовясь к дипломной работе, я выбрала Играева в качестве научного руководителя. Мы проводили время в архивах, анализировали тульские газеты начала 20-го века. Сотрудники архива говорили: «Вы с Играевым – наши почётные гости». Какое-то время он помогал с написанием работы, а потом, увидев, что я справляюсь, продолжил трудиться над своей книгой».

Нынешние студенты говорят о своём педагоге, как о понимающем друге, ненавязчиво тянущем их вверх.

   Фото: Из личного архивa/ Михаил Кудряшов
Фото: Из личного архивa/ Михаил Кудряшов

Этот номер не пройдёт

...Лиана Кузнецова вспоминает: «15 января. Редакция. Первый рабочий день после новогодних праздников. Мы: «Борис Анатольевич, давайте отмечать День Российской печати. 13 января прошло, а мы не отметили». «Нет, - говорит Играев. – Для меня праздник всегда прежний - 5 мая. День печати, приуроченный к выходу в свет первого номера газеты «Правда».

Приходит 5 мая. Ходим за Играевым: «Борис Анатольевич, давайте отметим». «Вы что, от жизни отстали? - удивляется он. - Праздник теперь отмечают не 5 мая, а 13 января».

Но с 70-летием такой номер у него не пройдёт. Сегодня, 2 марта, мы, журналисты разных поколений, поднимем бокалы за нашего общего Бориса Анатольевича Играева. С юбилеем, дорогой наставник, друг, учитель, боевой товарищ!