Найти в Дзене

Поминовение усопших

Поминове́ние усо́пших — бого­угод­ное дей­ствие хода­тай­ствен­ного харак­тера, направ­лен­ное на улуч­ше­ние участи усоп­ших.

Смерти – как исчез­но­ве­ния, или пре­кра­ще­ния суще­ство­ва­ния – нет; физи­че­ская (телес­ная) смерть состоит в раз­лу­че­нии души и тела. Смерть чело­века – это завер­ше­ние зем­ного пути, свое­об­раз­ный рубеж: после него душа про­дол­жает суще­ство­вать в виде раз­во­пло­щен­ного духа. Если чело­век умер в вере, в пра­вед­но­сти, он, по бла­го­сти Божьей, ста­но­вится наслед­ни­ком вечной бла­жен­ной жизни. Как сказал Гос­подь Иисус Хри­стос, «Всякий, живу­щий и веру­ю­щий в Меня, не умрет во век» (Ин.11:26). Заме­тим, что уми­ра­ю­щие пра­во­слав­ные хри­сти­ане не пере­стают быть чле­нами Святой Церкви.

Учение Церкви о поми­но­ве­нии усоп­ших

Пра­во­слав­ная Цер­ковь учит, что не все ее члены после телес­ной смерти нахо­дятся в состо­я­нии бла­жен­ства (Мф.7:21). На осно­ва­нии обе­ща­ния Гос­пода Иисуса Христа (Мф.21:22), древ­ней цер­ков­ной прак­тики, осно­ван­ной на Пре­да­нии святых апо­сто­лов, пра­во­слав­ные хри­сти­ане, дви­жи­мые любо­вью, молятся о своих еди­но­вер­цах, и не только о них.

Воз­мож­ность уве­ро­вать и изме­нить свою жизнь сохра­ня­ется у каж­дого чело­века до его смерти. Душа усоп­шего, не достиг­шая Цар­ства Небес­ного и ока­зав­ша­яся в аду, не может само­сто­я­тельно осво­бо­диться от адовых уз. Однако её участь может быть изме­нена по молит­вам о ней со сто­роны членов Церкви: может полу­чать отраду, пре­бы­вая в аду, но может, в итоге, и обре­сти Цар­ство Божие, достичь состо­я­ния бла­жен­ства. Те, кто уми­рают, нахо­дясь в тесном бла­го­дат­ном един­стве с Богом и Его свя­тыми, пере­се­ля­ются после смерти в рай­ские оби­тели и могут хода­тай­ство­вать перед Богом за живых.

Любовь не уми­рает

Плодом жизни любого чело­века явля­ется только одно – любовь, кото­рую он смог про­явить в своей жизни. После вре­мен­ного раз­лу­че­ния души и тела до Страш­ного Суда, усоп­ший уже не может тво­рить дела любви, но его любовь может умно­жаться через его близ­ких.

Близ­кие могут духовно воз­рож­даться, желая помочь усоп­шему, поми­нать его на Литур­гии, молиться о нём, тво­рить дела мило­сер­дия в его память.

Поми­но­ве­ние на Боже­ствен­ной Литур­гии

«Всякий жела­ю­щий про­явить свою любовь к умер­шим и подать им реаль­ную помощь может наи­луч­шим обра­зом сде­лать это молит­вой о них и, в осо­бен­но­сти, пода­чей записки для поми­но­ве­ния на Боже­ствен­ной Литур­гии. Ничего луч­шего и боль­шего сде­лать для них мы не можем. Это им всегда необ­хо­димо…» (архиеп. Иоанн (Мак­си­мо­вич)).

Мило­стыня

Кроме молитвы за усоп­ших ещё одним дей­ствием поми­но­ве­ния их явля­ется мило­стыня. Под мило­сты­нею пони­ма­ется не только пода­я­ние нищим в память усоп­шего, но всякое бла­го­де­я­ние по отно­ше­нию к нуж­да­ю­щимся.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рил: «Рос­кош­ное погре­бе­ние не есть любовь к умер­шему, но тще­сла­вие. Если хочешь собо­лез­но­вать об умер­шем, покажу тебе иной способ погре­бе­ния и научу тебя пола­гать ризы, убран­ство, достой­ное его и его про­слав­ля­ю­щее: это мило­стыня».

Молитва

Любовь к умер­шим род­ствен­ни­кам воз­ла­гает на нас, ныне здрав­ству­ю­щих, святую обя­зан­ность – молиться о спа­се­нии их душ. Молясь об усоп­ших род­ствен­ни­ках, мы достав­ляем им един­ствен­ное благо, кото­рого жаждут их души, – поми­ло­ва­ние от Гос­пода.