✏Памятка родителям
15 ПРАВИЛ, КОТОРЫЕ ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
(Элисса Милн)
НЕЛЬЗЯ ПРОПУСКАТЬ УРОКИ
Если, конечно, вы не попали в автокатастрофу, ребенок не заболел страшным инфекционным заболеванием или в день занятий не проходят похороны любимой прабабушки, которые нельзя перенести на другой день. А желание поиграть с другом или большое количество домашних заданий в школе совершенно не может бать причиной пропускать урок.
ЗАНИМАТЬСЯ НУЖНО КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Даже если это будет в течение всего трех минут. Привычка начинать заниматься каждый день неизбежно перерастет в длительные ежедневные занятия!
Приучите своего ребенка каждый день садиться за инструмент, и в какой-то степени практика начнет сама себя развивать.
ЗАНЯТИЯ НЕ ОЗНАЧАЮТ ИГРАТЬ ПЬЕСЫ ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА
Действительно, «заниматься» крайне редко означает играть пьесу с начала до конца. Учитель каждый раз должен давать ученику четкие указания о том, чем нужно заниматься и вы должны их строго придерживаться, а для этого необходимо как минимум знать, в чем они заключаются.. Традиционно, учитель записывает практические задания.
Сейчас некоторые учителя так же могут записывать краткие видео иллюстрации, показывающие правильные практические
упражнения. Для домашних занятий обязательно используйте все эти указания.
ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ДОМА ВСЕ УЧЕБНИКИ И НОТЫ
Лучший показатель возможности для ребенка развить свои навыки грамотности – наличие домашней библиотеки. Тоже касается и музыкальной грамотности. Пытаясь настоять на том, чтобы преподаватель занимался с ребенком по одной книге вместо трех, вы безусловно ограничиваете возможности ребенка развиваться. Цены на книги с развитием интернет технологий постепенно начинают снижаться, но вы должны планировать достаточный ежегодный бюджет на покупку музыкальной литературы. Иначе ваш ребенок вряд ли сможет достигнуть значительных результатов.
ВАШ РЕБЕНОК В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДОЛЖЕН УЧИТЬ НОВУЮ ПЬЕСУ ПРАКТИЧЕСКИ КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ
Если ваш ребенок не изучает каждую неделю одну новую пьесу (конечно, возможны иногда недели, когда новая пьеса не задается, но такое может случаться лишь изредка, а не через раз) значит, что-то идет не так. Возможно, это связано с занятиями дома. Вам обязательно нужно пообщаться на эту тему с учителем, если одна пьеса изучается по 2, 3 или 4 недели.
ЖЕЛАНИЕ ПОДПИСАТЬ НАЗВАНИЯ ВСЕХ НОТ В ПЬЕСЕ – СОВЕРШЕННО ПУСТАЯ ТРАТА ВРЕМЕНИ
Это самый короткий путь довести учителя до сумасшествия. Иногда преподаватель может подписать под одной-двумя нотами их названия, но идея подписать все ноты в пьесе подобна желанию заставить ребенка читать книгу буква за буквой: это скучно и не имеет ни какого смысла. Способность читать музыку за фортепиано связана с представлением мелодии, пониманием того, как ее исполнить на клавиатуре, даже ясным предвосхищением того, как она должна звучать (здесь ключевое понятие «предслышание» – предвосхищение, звучания, мысленное пропевание внутренним слухом). Не “помогайте” этому процессу способами, о которых учитель вас не просил, а если вас посетит новаторская идея, как можно помочь в этом деле вашему ребенку, будет очень неплохо перед тем, как это реализовать, сначала обсудить ее полезность с вашим учителем!
ЕСЛИ ВЫ СЧИТАЕТЕ НЕОБХОДИМЫМ ПООБЩАТЬСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ, СДЕЛАЙТЕ ЭТО ВО ВРЕМЯ УРОКА, А НЕ ПОСЛЕ
Помните, что у преподавателя могут быть другие ученики или очень короткий перерыв, чтобы пообедать. Неправильно ожидать, что у преподавателя всегда должно быть время пообщаться с вами после урока. Вы, конечно, можете дополнительно позвонить учителю, чтобы пообщаться или отправить свои вопросы по электронной почте. Этого не нужно стесняться. Но помните, что время непосредственно после урока с вашим ребенком священно (и не посвящено вам). Может быть, за пять часов работы это – первая свободная минутка, чтобы съесть булочку или посетить туалетную комнату. Конечно, если преподаватель готов с вами пообщаться – обязательно используйте эту возможность. Просто не ожидайте, что это может быть в любой момент.
ТО, ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ НАПОМНИТЬ РЕБЕНКУ, ЧТО ЕМУ НУЖНО ПОЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ, ВОВСЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОН В КОНЦЕ КОНЦОВ ВОЗНЕНАВИДИТ ФОРТЕПИАНО
Так же, как вы не даете возможности своему ребенку отказаться ежедневно купаться, чистить зубы, есть и одеваться, вы должны приучить ребенка к тому, что ежедневные занятия за фортепиано
– это не возможность, а безусловная необходимость, даже если об этом придется напоминать в течение десяти лет. Вы родитель – вы устанавливаете правила. Вряд ли кто-то знает взрослых людей, которые скажут: “Мне жаль, что моя мама не позволила мне бросить занятия на фортепиано” …
СТАВЬТЕ ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЗАДАЧИ
Другими словами, не пытайтесь попробовать позаниматься на фортепиано пол годика, чтобы понять, подходит ли это вашему ребенку.
Вы внутренне должны быть готовы минимум к трем годам ежедневных упражнений. Тогда можно будет рассуждать о том, каковы успехи. Это не значит, что нужно превратиться на много лет в тюремного надзирателя для своего ребенка. Это лишь значит ставить реалистичные планы относительно возможности получения навыков игры на фортепиано. Да, действует правило 10 000 часов занятий. Первые 100 часов занятий могут быть очень приятными и веселыми, но вы не должны забывать, что вы прошли только сотую часть пути к тому, чтобы быть замечательным пианистом.
ВЫ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ НАСКОЛЬКО ЛЕГКО ИГРАТЬ НА ФОРТЕПИАНО И, В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, НАСКОЛЬКО ЭТО СЛОЖНО
Очень здорово, когда ваш ребенок легко учится играть и выглядит гениальным.
Не стесняйтесь, наслаждайтесь этим чувством. Но не сильно разочаровывайтесь, если на следующей неделе, когда что-то что кажется совсем простым, будет упорно не получаться. И из гения он снова превратится в привычного ребенка, которого вы любите. Некоторые вещи, кажущиеся абсолютно простыми, которые делают пианисты, на самом деле очень сложны. А некоторые, кажущиеся виртуозными, на самом деле до смешного элементарны.
Преподаватель легко вам это может показать.
ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАШ РЕБЕНОК НАУЧИЛСЯ ИГРАТЬ НА ФОРТЕПИАНО, У НЕГО ДОМА ДОЛЖЕН БЫТЬ ХОРОШИЙ ИНСТРУМЕНТ
Это кажется совершенно очевидным. Часто есть причины, по которым вы хотите купить непременно цифровое пианино. В наше время доступны совершенно фантастические цифровые инструменты. Но часто родители покупают очень плохие инструменты и думают, что это не так уж и важно.
Ничего хорошего из такой затеи не получится. Если вы не можете позволить себе и уроки и покупку хорошего инструмента, отложите занятия на какое-то время, чтобы купить достойный инструмент (цифровой или акустический). Занятия на плохом инструменте в итоге замедлят развитие вашего ребенка на годы.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЛЮБУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ, ЧТОБЫ ПОПРИСУТСТВОВАТЬ НА УРОКАХ СВОЕГО РЕБЕНКА
Вы в сто раз лучше сможете помочь своему ребенку в домашних занятиях, если у вас будет возможность наблюдать, как работает учитель с ним на уроке. Каким должно быть правильное положение тела при игре (плечи, локти, запястья, кончики пальцев, осанка, и т.д.), как работать над пьесой, что означает малопонятный музыкальный жаргон (стаккато, арпеджио, и т.д.) У вас есть возможность получить свое бесплатное музыкальное образование только если вы будете присутствовать на уроках своего ребенка!
КОГДА ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ, ПРИСУТСТВУЙТЕ НА ВСЕХ КОНЦЕРТАХ И ВЫСТУПЛЕНИЯХ
Вы будете удивлены, когда увидите насколько сильно участие вашего ребенка в выступлениях и посещение им студийных концертов развивает его. Слушая выступления старших более продвинутых учеников, у ребенка складывается представление о правильном исполнении различных пьес. Только не нагнетайте нервозность перед концертом. В результате участия в таких концертах и в качестве исполнителя и в качестве слушателя, у ребенка быстро развивается уверенное поведение на публике, что для музыканта очень важно.
НЕ ВЕРЬТЕ ВСЕМУ, ЧТО ПРОЧИТАЕТЕ В ИНТЕРНЕТЕ
Забавно то, что это утверждение вы читаете тоже в интернете и должны ему поверить. Важно понимать, что ваш учитель наверняка сможет дать вам лучший совет, чем случайные люди из интернет-форума или обучающие ролики. Если у вас нет опыта игры на инструменте и музыкального образования, вы вряд ли сможете понять, чему верить, а чему нет.
Найдите уважаемого учителя с хорошим образованием, которому сможете доверять вы и ваш ребенок.
ОБСУЖДАЙТЕ С УЧИТЕЛЕМ ОСОБЕННОСТИ ВАШЕГО РЕБЕНКА
У ребенка есть болезненный страх перед пауками? Аллергия на кошек? Проблема с обучаемостью или несобранность? Не ждите от учителя, что он самостоятельно об этом догадается – расскажите то, что знаете о своем ребенке, этим вы поможете учителю построить с ним доверительные отношения, а значит, существенно упростите процесс обучения. Дело в том, что преподаватель не просто очередной учитель среди всех прочих. Игра на музыкальном инструменте слишком цельная, сложнообучаемая способность потому вам даже может показаться, что педагог несколько причудлив и
нестандартен в выборе способов и методов обучения, не так прямолинеен, как обычный школьный учитель. Кроме того, преподаватели музыки регулярно проводят с вашим ребенком один на один 30, 45 или даже 60 минут в течение многих лет, поэтому именно они чаще всего первыми замечают проблемы со зрением, восприятием, дислексией и многие другие особенности, требующие коррекции. Часто, учитель музыки – самый близкий ребенку взрослый человек, уделяющий ему профессиональное внимание. Помните, что вы и преподаватель – единая команда, стремящаяся сделать вашего ребенка лучше.