Найти тему
Каждый пишет, что он слышит

РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ В ФЕВРАЛЕ 2023

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ФЕВРАЛЯ

Итоги 12 месяцев «санкционной войны» выглядят совсем не так трагично, как ожидали все ее участники в начале упомянутого действа. Российская промышленность завершает этот некалендарный год с лучшей динамикой спроса, демонстрирует хороший уровень удовлетворенности продажами и стабильность прогнозов спроса. Однако предприятиям до сих пор не удается обеспечить статистически различимый рост производства даже при высоком оптимизме его планов. А планируемый еще с сентября 2022 г. рост отпускных цен промышленности удалось продемонстрировать только в завершившемся феврале. Планы найма работников, также вышедшие «в плюс» в сентябре, до сих пор успешно реализуются предприятиями даже в условиях массового отсутствия «свободных рук» и недостаточного выпуска обученных рабочих учебными заведениями. Самыми массовыми последствиями санкций для российской промышленности стали рост издержек, обнаружение отсутствия альтернативных поставщиков/производителей в РФ и существенное изменение технологических цепочек из-за невозможности замены импортных комплектующих.

Но планы выпуска после того же сентября 2022 г. уверенно вышли «в плюс», сигнализируя всем заинтересованным сторонам о высоком и совсем некризисном желании предприятий продемонстрировать тот самый «промышленный рост». Основным (самым распространенным среди предприятий) препятствием этому желанию все четыре последних квартала логично является «неясность текущей ситуации и ее перспектив».

В такой ситуации российская промышленность проводит крайне осторожную политику управления запасами готовой продукции. К сентябрю 2022 г. явно позитивные изменения в прогнозах спроса, планах и фактической динамике выпуска позволили предприятиям перейти к формированию управляемого минимального избытка запасов готовой продукции. Однако подрыв Крымского моста, «частичная мобилизация» и явная эскалация украинского конфликта заставили промышленность вновь вернуться к минимизации своих запасов. Недостаток запасов (отрицательный баланс) сохранился до сих пор, но в январе-феврале 2023 г. начал сокращаться – предприятия вновь рассчитывают на реализацию своих вполне оптимистичных прогнозов спроса и планов выпуска.

Управлять в современных условиях запасами сырья, материалов и комплектующих российской промышленности сложнее. Если с обеспеченностью российскими комплектующими у отечественных предприятий значительных сложностей не было (доля нормальных оценок таких запасов снижалась в «лучшем случае» до 63%), то с запасами импортных проблемы остаются до сих пор.

По умышленно завышенным оценкам (когда из расчетов исключаются предприятия, не использующие такие комплектующие) нормальная обеспеченность импортными комплектующими до сих пор остается на уровне начального периода санкционной войны и составляет в феврале 2023 г. 35% при недостаточной обеспеченности у 64% предприятий.

-2

Сентябрь 2022 г. стал переломным и для политики российской промышленности в области найма работников. Именно с этого месяца опросы зарегистрировали увеличения численности работников на предприятиях после семи месяцев ее снижения. Стоит еще раз отметить, что никакого кризисного сброса персонала (по образцу 2008-2009 или 2020 гг.) в 2022 г. не было. Наем новых работников продолжается и в 2023 г., уже не так интенсивно, но определенно различимо.

Однако логичное в условиях дефицита работников желание предприятий нанимать новых работников имеет серьезные помехи. Основной помехой найму квалифицированных рабочих было и остается банальное отсутствие таких «свободных рук» в регионах локации предприятий. И эта проблема в условиях бурного развития системы высшего образования становится все более болезненной для российской промышленности: если в 2013 г. на недостаток «свободных рук» указывало 34% предприятий, то в 2022 г. – уже 48%. С инженерными кадрами ситуация гораздо легче – на недостаток «местных» инженеров в 2022 г. жаловались только 29% предприятий.

Местные рынки труда не пополняются молодыми обученными рабочими из-за деградации системы среднего специального образования. На отсутствие выпускников рабочих специальностей указывает 31% предприятий. Год назад это беспокоило только 19% российских заводов и фабрик.

Проблемы с низкой квалификацией соискателей отмечались 23% предприятий, причем – и в случае рабочих, и в случае ИТР.

-3

Условия труда не устраивают соискателей рабочих мест на 20% предприятий. Аналогичные масштабы имеют и потери предприятиями соискателей-рабочих, которых не устраивает предлагаемая зарплата. В случае ИТР потери из-за низкой зарплаты чуть ниже – только 17%.

Внутренними резервами рабочих в декабре 2022 г. обладали 13% предприятий, свой резерв ИТР имелся на 24% заводов и фабрик.

Современный рынок труда способен удовлетворить спрос на рабочих только трети российской промышленности. Спрос на ИТР удовлетворяется рынком для почти половины отечественных предприятий.

-4

По материалам института экономической политики.