Если у человека нет творческих способностей, то вряд ли их можно привить или воспитать. Но если они есть, то рано или поздно тяга к творчеству даст о себе знать. Подобные мысли возникают при знакомстве с такими людьми, как Лариса Седунова.
Многое в их доме на первой площадке в Селенгинске сделано её руками. В прихожей и на кухне – плетёные корзинки, шкатулки, накидки на стулья, вязанные крючком. В гостиной и спальне – разнообразные подушки, кашпо, накидки на диван и кресла, рамки для фотографий. А ещё мастерица вяжет нарядные платки, само собой – носки и варежки. Недавно связала из «травки» (очень тёплая шерсть с ворсом) комбинезон-«конверт» для внучки.
Лариса вспоминает, что вязанием начала заниматься с пяти лет. Ей нравилось, как из-под спиц выходит полотно. Его можно сделать каким хочешь: маленьким или большим, широким или узким. Потом появилось желание научиться шить. Шила наряды для себя: тогда в магазинах не было особого разнообразия, а ей всегда хотелось быть не такой, как все, вот и приходилось шить. Сначала выкройки брала в журналах, со временем стала придумывать фасоны сама.
Когда появилась семья, начала обвязывать и обшивать мужа, детей. Это всё было как бы в обязанность. Но дети выросли, появилось свободное время. Вроде бы и хозяйство своё было, держали скотину, но руки тянулись создать что-нибудь для души.
Однажды подруга привезла ей из Иркутска картины, которые можно рисовать по номерам – «пиксел-арт». Это занятие её увлекло. Она и раньше немного рисовала. Набив руку, набралась смелости разукрасить некоторые помещения на работе: старые обои обрели вторую жизнь. В огороде разукрасила баки, а потом стала понемногу рисовать картины для дома.
Знакомые отдали спилы берёзы, сама отшлифовала поверхности и рисовала на них. Когда приходит вдохновение – может рисовать на простой картонке, если под рукой нет ничего другого. Потом вставляет рисунок в рамку, и, надо заметить, получаются неплохие пейзажи, натюрморты: больше всего Ларисе нравится рисовать природу.
Она хранит самые первые поделки, чтобы помнить, с чего всё начиналось. Это очень важно для неё. Да и видеть, как раз от раза они становятся лучше, тоже приятно. Когда рисование и плетение были уже более-менее освоены, ей захотелось сшить себе сумку. Да не обычную дамскую, а большую, дорожную. Лариса как раз собиралась в дальнюю поездку. В скором времени получилась сумка – не отличишь от фабричной. Внутри всё простёгано, все швы аккуратно заделаны.
Удовольствие доставил как сам процесс, так и результат. Она решила это дело продолжить, стала шить разные сумки – с множеством карманов и простые. А параллельно начала заниматься стёжкой (это умение позже ей очень пригодилось в изготовлении сумок). Самым лучшим предметом для оттачивания стёжки были подушки. Большие и маленькие, из разных тканей. Глядя на ровные красивые цветы, можно подумать, что их Лариса заранее рисует на ткани, а потом вышивает на швейной машинке.
Но нет, она просто берёт какой-нибудь материал – чаще всего джинсовку – и, водя им под лапкой машинки так и эдак, выводит рисунок разными нитками (в основном для этого идёт полиэстер). Узор придумывает тут же, во время стёжки. Стёганые швы так преображают ткань, что с первого раза можно и не понять, какой материал служил основой. Чем больше швов, тем крепче делается ткань. Даже обычная «сыпучая» саржа, которая идёт на подклады, под рукой мастера становится прочнее.
С помощью стёжки Лариса научилась придавать ткани 3D объём, поднимать и опускать слои. Ещё в придании объёма помогает вшиваемый между подкладом и основной тканью синтепон, поролон. Это очень хорошо смотрится на сумках. Смотришь на такую «вышивку» и понимаешь, что это уже не просто шитьё – это искусство! Как и аппликации, которые будто живут отдельно от ткани и в то же время органично с ней слиты.
Стёжка настолько увлекла Ларису, что она ночами готова была сидеть за машинкой. Ныла спина, затекали руки, а она не замечала этого. Кстати, стёжка – это ещё и хороший релакс…
Чтобы сумки были прочнее, она шьёт их не только из джинсы – часто берёт экокожу, дерматин, используемый в мебельном производстве. Снаружи покрывает сумки силиконовой плёнкой, с внутренней стороны укрепляет подклад несколькими слоями алкидной салфетки (всё это покупает рулонами на оптовках). Для украшения использует различную фурнитуру – красивые замки, кольца, вставки. Их Ларисе присылают знакомые из Москвы, Краснодара. В наших магазинах они слишком простые, а ей хочется, чтобы её сумки украшали необычные аксессуары. Ведь сумка, считает автор, – это отражение души её хозяйки.
В доме Седуновых под творчество супруги выделена целая комната. Большая корзина с заготовками. Не факт, что все они пойдут на сумки: Лариса в любой момент может придумать что-нибудь новое! В шкафу большие и маленькие мотки разноцветных ниток. На одном столе обычная электрическая швейная машинка, на другом – профессиональная, для сшивания деталей сумки. Хозяйка пробовала – сшивает до шести слоёв кожи. Может, одолеет и больше, она побоялась перегружать агрегат.
…Хозяйка угощает нас чаем из ферментированных листьев малины собственного приготовления. При ферментации листья обогащаются полезными минералами, витаминами В, С, К, омега-3, антиоксидантами и пробиотиками. Чуть подвяленные листья разминает до выделения сока, упаковывает в плотный целлофан, откачав из него воздух. Кладёт на сутки в тёплое место, потом сушит, измельчает, заваривает. Таким же образом заготавливают с мужем иван-чай. Говорит, можно и смородиновые листья так сушить.
Надо нынешним летом тоже заняться заготовкой полезных листьев. А ещё неплохо было бы научиться шить сумки, вязать платки, плести корзины и шкатулки. Ещё одна особенность таких уникальных людей, как Лариса, – заражать своим творчеством других.