В доме бабушки и дедушки жить можно, но сначала надо его убрать и вымыть. А сделать уборку не так и просто. Это дома всё легко и привычно, есть вода и холодная и горячая, есть множество необходимых приспособлений, тут же ничего этого нет. Вода в колонке на улице, греть её надо на плите в летней кухне, потом в тазиках носить в дом. Славик начал было убирать, но больше одной комнаты и не вымыл. А окно как было в грязи и птичьем помёте, так и осталось. Дома уборку Славик делал самостоятельно, но окна ему мама не доверяла, мыла сама их и в воду добавляла какие-то порошки.
Окно не так и важно, можно и так оставить. Да и в комнате одной можно жить, другие и не нужны, но как быть со школой? О том, что можно бросить её, не могло быть и речи. Он отлично учился и был настроен не только поступить в университет, но и закончить аспирантуру. Обязательно закончить! Это жизненная установка. В аспирантуре учился его папа, но так и не смог её закончить. Болезнь помешала. А значит, вместо него аспирантуру должен закончить он, его сын.
И всё же, как хорошо, что за ним приехала мама! Он уже не мог здесь находиться и обдумывал, как будет побеждённым возвращаться домой.
Возвращались домой на электричке. Славику показалось, что мама похудела, под глазами у неё большие тёмные круги, а глаза красные. Понятное дело, плакала. Славику стало невыносимо жаль её.
- Сынок, как ты мог поступить со мной так? Зачем ты сделал мне так больно? – спросила мама, а Славик и сам не мог понять, как он мог так поступить? Он ничего не отвечал, а лишь, прижавшись к ней, сидел и молчал. Молчал и думал. Думал о чужом неприятном ему мужике, умывавшемся в их ванной, как в своей собственной. Зачем он маме? Зачем? Ведь ещё немного и он сможет всю мужскую работу выполнять по дому. Ещё чуть-чуть.
Он хотел спросить маму, ушёл ли тот мужик или всё ещё в их квартире, но в горле появлялся какой-то ком и не давал что-то сказать. «Эх, был бы жив папа, никакого бы мужика и близко не было бы» - думал Славик.
А ещё, возвращаясь домой, Славик думал о девочке из Хотьково. Она жила в соседнем доме и Славик увидел её, возвращающейся из школы. Даже не он, а она его увидела во дворе и окликнула.
- Привет! А ты кто? В этом доме уже давно никто не живёт, - сказала она, - а теперь ты будешь жить тут? Давай познакомимся. Меня Майя зовут, а тебя как?
- Слава. Меня Слава зовут, - ответил он.
- Славик, значит?
- Угу…
Они познакомились, оказалось, что они одногодки, долго разговаривали о своих увлечениях, об одноклассниках и школах. Потом Майю окликнули с её двора и она убежала. А он остался и думал о ней. Девочка ему понравилась и он был бы рад, если бы она пришла вновь. Но нет, Майя не приходила.
А на второй день он постоянно подходил к своей калитке с надеждой, что вновь её увидит. И увидел. Но Майя была хмурой и не разговорчивой. Пожаловалась на то, что получила тройку по математике и так и не поняла новый материал.
- Давай я попробую тебе помочь. Заходи ко мне, - сказал и тут же пожалел об этом, ведь в его доме не убрано и грязь.
Но девочка предложила пойти лучше к ней.
Дома у Майи была одна бабушка, она встретила гостя приветливо и предложила сразу мыть руки и пройти на кухню, обедать. В доме у Майи было чисто и уютно, в кране была вода, а с кухни доносились манящие запахи. Майина бабушка хорошо знала маму Славика и расспрашивала его о нём.
Что мог ответить Славик на вопрос, как поживает мама?
- Нормально, - сказал и тут же подумал, разве же это нормально? Но не будешь же бабушке рассказывать о чужом мужике Ефиме?
После вкусного обеда ушли в Майину комнату и начали заниматься. Славику было понятно всё, а объяснять девочке приятно.
- Славик! Да ты так хорошо всё объяснил! Тебе точно учителем надо стать! У тебя все ученики пятёрки будут получать, - сказала довольная Майя.
- Нет, я не буду учителем, - ответил Славик и поделился своими планами на будущее.
- А если я тоже поступлю в тот же универ, ты будешь помогать мне? – спросила Майя.
Конечно, будет! Он будет рад ей помогать.
Самое хорошее в Хотьково, это Майя. Он её не забудет.