В декабре прошлого года посмотрела нашумевший, лишенный Минкультом прокатного удостоверения «Монастырь» (реж. Александр Молочников). Отзыв писать не планировала - слишком неоднозначны впечатления. Тут и да, и нет, и один из любимых актеров Филипп Янковский, и неожиданно понравившаяся Настя Ивлеева, и на редкость позитивный (пусть и с налетом «В гостях у сказки») финал.
Еще были опасения, что за статью о «Монастыре» канал получит жесткие ограничения, ведь сериал категорически не понравился РПЦ, которая заявила, что он далёк от реальности, а значит, формирует ложное представления о русской церкви и православии вообще.
Впечатлениями о «Монастыре» поделился мой соавтор Сергей, и я с удовольствием их публикую (Marika, это для Вас 😊).
Мария, девушка без комплексов и тормозов, подставляет подругу - жену миллиардера, втянув ее в оргию (втягивает умышленно, подставляет нечаянно - видео попадает в интернет). Опасаясь мести со стороны мужа подруги, она волей обстоятельств оказывается в провинциальном мужском монастыре, где и надеется схорониться. В отличие от Евфросинии Александрийской, она не может выдать себя за мужчину, поэтому ее появление вносит в жизнь обители диссонанс, и ей подыскивают прибежище в женском монастыре.
Сам сюжет не слишком замысловат, образы главных героев, наверное, планировались более глубокими, но получились (в чем вина не актеров, а автора) легковесными и сумбурными.
С героиней все тривиально - девочка из бедной семьи, которую воспитывала бабушка, возмечтала вырваться из серости жизни, однажды ей это удалось, она стала моделью, ударилась в красивую жизнь, не уберегла бабушку и ушла в угар, чтобы все забыть (ее грехопадение выглядит как второразрядный опиумный бред). Вначале она просто вконец отвязна, но в монастыре внезапно ведет себя по-человечески, и не сказать, что вынужденно, лишь из страха, что ее вытурят; с местными открыта, дружелюбна, пытается помочь; когда священник, которого она в первую же ночь зачем-то пытается совратить, корректно отшивает ее, вместо того, чтобы поглумиться над ним или хотя бы просто послать, извиняется и смущенно уходит.
Потом ситуативно от души и с доброй улыбкой совращает юного послушника, в общем, такое лучистое гиперактивное сексуализированное грешное солнышко, всем своим видом вдохновляющее, как пела Анне Вески, "радоваться жизни с тобой".
Священник отец Варсонофий. Зрит в корень, видит всех насквозь, с ходу определяет синдром Туретта и исцеляет от заикания, а уж блиц-психотерапевт, каких поискать, еще может один раскидать двоих здоровых мужиков и вполне светски шутит ("выходи, Штирлиц, уехали немцы"). Таким он был не всегда, а сделался после развода с женой. Жена работала в Москве и содержала семью, а он, еще не воцерковленный, с двумя дочерьми рисовал для монастыря православные сюжеты. Затем жена императивно решила переехать в столицу, мол, кто зарабатывает, тот и решает, а нет - другого найду. Он решился на разговор, приехал с дочерьми в заведение, где она работала; это не публичный дом, а всего лишь казино, и она там не стриптизерша и не эскортница, а всего лишь крупье, правда, ругается нецензурно, но он смотрит на нее как на воплощение зла и, схватив девочек в охапку, бежит обратно. Затем она отсуживает у него детей, он скрывается с ними в монастыре, где и обретает себя нового - как происходит сие обновление, остается за кадром.
Ясно, что автор хотел показать причину столь значимой перемены в главном герое, но вышло все очень скомканно и неубедительно.
Сын Варсонофия Юра, отрок не совсем от мира сего, благодаря воспитанию отца, прочащего ему церковное будущее. По ходу дела выясняется, что Варсонофий ему не отец, а дед, Юра - сын его блудной старшей дочери. Этот факт Варсонофий, поощряющий всех жить во правде, тщательно скрывает от Юры, который периодически с видом мультяшного мамонтенка вопрошает, кто его мама и куда она делась. Очевидно, что такое ружье не может не выстрелить, когда это случается, отрок подозрительно быстро забывает все правильное и учится плохому.
Еще одна героиня - Елизавета, игуменья монастыря, куда пристроили Марию (как опять-таки выясняется позже, младшая дочь Варсонофия), жесткая и авторитарная, держит монастырь в избыточной строгости, вплоть до того, что послушница жалуется на постоянные боли, игуменья и ее приближенные по необъяснимой причине считают это притворством, даже лекарств не дают, в итоге девушка умирает. "Ты забыла, что их нужно любить", - говорит ей Варсонофий, - и берет вину на себя, но в чем его вина, почему Елизавета стала такой, остается только гадать.
Надуманной выглядит сама ситуация с преследованием Марии, наверное, даже если бы миллиардер в принципе стал заморачиваться ликвидацией какой-то девицы, он бы устроил все как-то хитрее, а не посылал за ней двух терминаторов в черном, которые угрожают всем оружием, терроризируют женский монастырь, называют игуменью ряженой и вообще выглядят как два комиксно-гротескных посланца Сатаны.
Еще из странностей - сопровождать крещение куличей песней с "аллилуйя" на английском языке, и это не единичный случай наложения англоязычных композиций на околоцерковные эпизоды, по-моему, это не слишком уместно, не в религиозном смысле, а чисто в эмоциональном. Может, автор так доносит православие до западноориентированной аудитории - смотрите, как мило выглядит, можно креститься на образа справа налево и слушать English song, ну, дичь, в общем. Взяли бы русскоязычную песню не самого кроткого содержания, гораздо лучше воспринималось бы.
Естественно, постоянно вплетаются библейские сюжеты, но выглядит это (как в случае, когда Мария молится о спасении от двоих в черном на фоне проповеди о святой Марии Египетской - бывшей блуднице, которая соблазнила всех, до кого смогла дотянуться) слегка нарочито и даже вызывает улыбку.
Исполнители главных ролей: Мария - Настя Ивлеева, отец Варсонофий - Филипп Янковский, Юра - Марк Эйдельштейн, Елизавета - Наталья Кудряшова. Об Ивлеевой я раньше слышал, если видел, то мельком, как блогера и как человека совсем ее (возможно, к счастью) не знаю. Как актриса она вполне на уровне, каких-то явных недо- или переигрываний не заметил, смотрится живо и естественно, иногда ее хочется прибить, иногда она очень смешная (например, когда убеждает братию, что ее нельзя выставлять ("короче, я это, к Богу иду, я хочу быть среди вас, могу все что угодно, могу быть вашей сестрой, можем вместе из одуванчиков венки плести, я буду как Белоснежка, которая своим братьям рубашки из шерсти вязала", или "не можешь ты здесь быть, ты здорова почти" - "вы тут тоже не болеете"), даже милая, думаю, если бы сценарий был серьезнее, она бы сыграла, "Монастырь" ей в зачет. Хотя, если говорить о типаже ее героини, мне кажется, на эту роль больше подошел бы кто-нибудь типа Лукерьи Ильяшенко (кстати, уже после того, как я так подумал, оказалось, что типаж актрисы, которая играет Машу в юности, ближе как раз к Ильяшенко).
Янковский в первых сериях очень хорош, дальше - с учетом того, как прописана роль (лучше вряд ли исполнишь); обычный его уровень, надо признать, достаточно высок, он давно просто Янковский, который не ассоциируется с отцом, что явно говорит в пользу Филиппа.
Много известных актеров в ролях второго плана, в достаточно ярких эпизодах (Мария Миронова, Евгения Добровольская, Артем Быстров и другие).
Снято хорошо и красиво, хотя обилие цвета иногда раздражает, но это больше относится к съемкам арабских похождений, а так - Вологодская область, два монастыря, снаружи и внутри, северная природа…
Богохульства и нападок на религию я не заметил. Образ служителей церкви неоднозначен, понятно, что это обычные люди, со своими недостатками, сомнениями и прочим, но все это как-то очень поверхностно показано, по сути, единственная яркая фигура со знаком плюс - Варсонофий, со знаком минус - Елизавета, остальные, что мужчины, что женщины, очень схематичны (как и прихожане - сплошь странные и темные люди).
Официальные претензии РПЦ, насколько я понял, сводились к недостоверности фактической стороны; в неофициальной оценке кто-то отметил попсовость сериала, с чем мне трудно не согласиться, к сожалению, и попса-то не лучшая.
В целом - первые две, может, три серии вполне себе даже неплохи и дают основание надеяться на хорошее кино, что-нибудь типа "Острова". Уровень второй половины местами даже не средний, чем ближе к концу, тем больше все скатывается в китч. Последние несколько минут - китч-лубок (Юру провожают на встречу с мамой, а Варсонофий и Маша, взявшись за руки, степенно бредут к новой жизни), мне было просто очень смешно.
Может, автор (режиссер и сценарист - Александр Молочников) оскорбится и окончательно обидится на россиян в моем лице, но чем-то похоже на советские фильмы, в которых несознательная молодежь попадает под влияние, может, и несовершенного, но глубоко правильного человека и встает на путь истинный, у Маши в финале еще косынка такая, как у комсомолки, даром что не красная. Сила удара, так сказать, замаху и близко не соответствует, разве что сказать "авантюра не удалась, за попытку Ивлееву (и ряд неплохих моментов) спасибо", более ничем/никем прорекламировать не могу. Но при этом лично я почему-то доволен, что посмотрел, осталось ощущение позитива, а это главное.
А Вы смотрели «Монастырь»? Поделитесь впечатлениями!