То, что мы сейчас называем пародией, по сути является передразниванием и имеет глубочайшие корни в человеческой натуре. Дети начинают свой путь в сознательную жизнь с того, что подражают увиденному и услышанному, а когда в мозгу у них начинают проклевываться зачатки разума, то и с передразнивания. Сколько раз вы говорили своему ребенку "перестать дразниться" или "не обезьянничай"? Понятно, что с лучшими намерениями, чтобы воспитать его культурным человеком. Но этот период, когда ребенок передразнивает кого-то, проходят все дети. Это необходимо.
Так вот, уже в окультуренном виде все эти гримасничания и подражательные звуки обрели вид пародии, став видом комической стилизации, притом во всех видах искусства.
Подписывайтесь и на другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях"! А также на канал моего мужа Александр имхо.
Цель пародии — высмеивание чего-либо или кого-либо. Делается это путем подражания объекту, притом чем выше мастерство пародиста, тем узнаваемей этот объект, тем явственнее его характерные черты, переданные нарочито преувеличенно, что и вызывает комический эффект. Люди смеются пародии потому, что узнали объект и увидели его с новой точки зрения, в которой подчеркнуты несообразности.
Самая древняя из известных нам пародий — древнегреческая поэма "Война мышей и лягушек", пародирующая не что иное, как "Илиаду" Гомера. Греки, вероятно, просто падали со смеху, читая ее, поскольку автор обыграл высокий гомеровский стиль и тему троянской войны, применив их к ничтожным предметам. Это несоответствие выглядит действительно смешно.
В данном случае был применен прием, называемый бурлеском, суть которого в изложении низкого предмета высоким стилем. Есть и противоположный прием — травестия, когда, наоборот, высокий предмет излагается низким стилем. Таким образом вызывается сомнение: действительно ли это пафосное произведение соответствует своему пафосу? Помимо этих приемов есть еще такой, когда объект пародии как бы переворачивается, то есть, например, пародия на роман "Преступление и наказание" могла бы в таком случае называться "Законопослушание и награда", и весь сюжет был бы перевернут с ног на голову: Раскольников оказывает старухе-процентщице благодеяние, мечтает, чтобы об этом знали все, желает награды, но следователь (в пародии это мог бы быть журналист) всеми силами пытается скрыть это благодеяние и препятствовать награждению Раскольникова. В такой пародии самыми порядочными людьми были бы, конечно, Свидригайлов с Лужиным.
Распространенным приемом пародии является гиперболизация, когда какая-то черта пародируемого преувеличивается и доводится до абсурда. Пример — шарж. Более тонкой пародией является та, где применено смещение контекста. Вроде все так, как в объекте, но изменение контекста делает его смешным.
Поскольку пародируется только то, что популярно и известно, обижаться на пародии весьма странно. Если вас пародируют — поздравляю! Вы знамениты.
Читайте еще на моем канале:
Культурный шок: что это, как и почему
Что такое биоэтика, и чем она занимается