Знаменитый портрет красавицы - помещицы 18 века, умытый слезами умиления многими и многими поклонниками творчества Заболоцкого, который посвятил изображенной весьма проникновенные строки.
...Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач...
Ну и так далее.
Однако искусство - это одно, а жизнь - это другое.
И в жизни неземная воздушная красавица с чудесными глазами была жестокой помещицей, которая в своих крепостных крестьянах в принципе не видела людей. Что, в прочем, было совершенно не оригинально в те времена.
Но моя тема сегодня не о крепостном праве. Я хочу поговорить о жизни русских помещиков, которые сидели по своим медвежьим углам и варились там в собственном соку, так сказать. Особенности их жизни мы знаем, в основном, по художественным произведениям современников, но ведь творческие люди могли что-то и приукрасить - поэтому веры этим произведениям как реальным свидетельствам происходившего нет. Но вот иногда... Иногда доходят до нас отголоски реальных мирков этих замкнутых на себе поместий. Отголоски "причуд", которыми жили баре. И понятно, что под этими "причудами" часто скрывались самые настоящие психические отклонения, часто передававшиеся и по наследству.
Вот как раз в семье и потомках нашей героини с чудесными глазами мы и находит весьма красноречивый этому пример.
Знакомьтесь.
Первый нам известный в этой семье источник "причуд", муж нашей героини - Николай Еремеевич Струйский (1749-1796 гг.).
Богатейший помещик. И неисчерпаемый источник "причуд".
Человеком он был с творческими наклонностями, но без творческих способностей.
Он думал, что он поэт, писал совершенно чудовищные стихи и терроризировал ими зазевавшихся гостей. Читал он свои произведения самолично, с завываниями, для пущего впечатления, и... да. Впечатления были неописуемые. Для усугубления этих впечатлений, автор еще и щипал своих слушателей - чтоб не расслаблялись и не забывали восторгаться))
Чтобы достойно печатать свои произведения, он открыл в имении собственную, весьма качественную типографию.
Помимо муз он так же бурно поклонялся Екатерине Второй.
Свои вирши он печатал в типографии, красиво переплетал и отправлял в подарок Екатерине (та, кстати, весьма была польщена таким поклонением).
Еще барин развлекался реалистичными постановками на темы детективов - выдумывал преступления, раздавал крестьянам роли, а потом, реальность и вымысел в его голове смешивались - и крестьяне, игравшие роли преступников подвергались вполне натуральным пыткам и страшным наказаниям.
Одевался он в собственном неповторимом стиле, очень боялся покушений на свою жизнь, а умер от удара, узнав о смерти любимой императрицы.
Возможно, его странности тоже были наследственными, но мы, увы, этого точно уже не узнаем.
Однако они неплохо проявились в тех его потомках, которых в силу обстоятельств, мы можем отследить.
У них с супругой было 18 детей. 8 - дожили до взрослого состояния. Не все их биографии нам известны, но то, что известно - явно показывает на наследование "причуд".
Сын Юрий Николаевич.
Был военным, а еще - скульптором-любителем (папенькины гены любви к искусствам).
Жил с крепостной крестьянкой, от которой имел 4 детей. Семью эту любил. На крестьянке женился, добился признания детей законными и выбил для них дворянство. Кстати, для нас он в этом молодец, а для современников сие было не очень нормально.
Внук Дмитрий.
Был сыном Юрия (от крепостной). Об остальных детях данных нет, а об этом сохранились.
Тоже имел склонность к творчеству - писал стихи, играл на скрипке...
И тоже имел странности. То отправился путешествовать пешком по Европе, то буянил на пустом месте... Времена были уже другие, так что мужчину отправили в психушку, где он и умер в итоге.
Сын Александр Николаевич.
Был профессиональным военным, участником многих сражений, в частности, в период Отечественной войны. В 1829 году вышел в отставку, и показал себя с такой стороны, что иначе как "страшным барином" крестьяне его не называли.
В 1834 году, когда был голод, он давал своим крестьянам мало хлеба с одной стороны, и не позволял им уходить просить милостыню - с другой стороны.
Пал жертвой крестьянина Семена. Который, встретив барина в чистом поле один на один кулуарно отрубил ему голову.
Версий поступка Семена я встречала две:
- барин не пускал его просить милостыню, пока семья Семена умирала от голода (а, возможно, кто - то и умер).
- барин для своих забав использовал малолетнюю дочь Семена.
Могло быть и наложение двух причин.
Семена, кстати, быстро уличили, поскольку он внезапно стал ходить в чистой рубахе (или постирал или поменял на свежую после убийства).
Так или иначе - неадекватную жестокость Александр Николаевич видимо позаимствовал у папеньки... А может и у маменьки тоже...
Сын Лев Николаевич (Левушка).
Известен тем, что со страшной жестокостью забил бревном своего управляющего, из крепостных - Вольнова. В итоге, во времена, когда таким отношением к крестьянам мало кого можно было удивить, он умудрился выделиться жестокостью до такой степени, что был лишен дворянства и отправлен в Сибирь.
Опять - таки, прослеживается наследственная неадекватность...
Внук Александр Иванович Полежаев (1804-1838) - сын Левушки.
Сперва объясню, почему он отчеством не в папеньку.
Матерью поэта была крепостная, подвернувшаяся барину. Когда она родила сына, внезапно в дело вмешалась бабушка с красивыми глазами - Александра Петровна. Крепостной дали вольную, выдали замуж за купца, а мальчику подчистили дату рождения, вышло, что он купеческий сын. Поэтому он и Иванович, по приемному отцу. Но вот зато имя ему дали аристократическое. Крестьян Александрами не называли.
Надо отдать должное Левушке - когда мальчик остался круглым сиротой уже с новым комплектом родителей, родной отец принял живое участие в его судьбе. Сам отправляясь на каторгу, успел пристроить сына в приличный пансион, и выхлопотать ему личное дворянство.
Жизнь поэта - прямое доказательство того, что гены вещь упрямая. Их никак не обойти. Если гены такие, что могут человеку жизнь испортить - в каких бы хороших условиях он не находился - все равно они найдут способ свой роковой путь реализовать.
...Есть духи зла — неистовые чада
Благословенного отца;
Удел их — грусть, отчаянье — отрада,
А жизнь — мученье без конца...
Он, как мы знаем - тоже был поэтом. Его творчество я разбирать не буду, хотя, возможно, в контексте темы и стоило бы.
Писал бы себе стихи про луну и писал. Но нет. Наш поэт сочиняет поэму с критикой нравов и порядков, и делает это аккурат вскоре после восстания декабристов - после чего с треском вылетает из университета, где учился, прямиком в армию. Но пока еще в офицерском звании.
Далее он не нашел ничего лучше, как бежать из полка - за что был лишен дворянства и разжалован в рядовые. В итоге он остался в той же армии, но в гораздо худшем положении.
Здесь он начинает пить и крыть начальство матом. Достается и царю. В итоге парень попадает в подвал, причем еще и в кандалах, после чего подхватывает чахотку, а потом его отправляют на Кавказ в действующую армию. Там он опять получает офицерское звание, и как бы можно начать жизнь с чистого листа - но нет.
Он получает отпуск и растворяется в пространстве. То есть - опять сбегает.
Его нашли, выпороли (поскольку он нынче не дворянин), после чего он умер. Скорее всего - от чахотки.
Вот так взял человек - и испортил себе жизнь. Впечатление, что специально над этим работал... А все они - гены....
Думаю, если поковыряться, можно много интересного найти в истории наших дворянских семейств в плане причудливой наследственности. Но мне вот пока только Струйские на глаза попались...)
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.