Найти тему
Сегодня я узнал

До 1950-х годов в мире существовали "человеческие зоопарки"

Оглавление
     Рисунок зоопарка Монтесумы на основе карты 1524 года
Рисунок зоопарка Монтесумы на основе карты 1524 года

Человеческие зоопарки – это бесчеловечные выставки, на которых выставлялись люди, считавшиеся непохожими на других из-за своего телосложения или этнической принадлежности.

На протяжении веков как в Европе, так и в Северной Америке люди, обладающие особыми физическими характеристиками или имеющие этническую принадлежность, отличную от европеоидной, считались иными, если не сказать примитивными или дикими.

Как появились человеческие зоопарки.

     Конголезская деревня, восстановленная во время колониальной выставки в Тервурене, Бельгия, в 1897 году.
Конголезская деревня, восстановленная во время колониальной выставки в Тервурене, Бельгия, в 1897 году.

С конца эпохи Возрождения во многих европейских обществах появилась традиция привозить "экземпляры" людей, считавшихся экзотическими, в свои города чтобы иметь возможность наблюдать и демонстрировать их в так называемых «человеческих зоопарках». Это была бесчеловечная практика, которая трансформировала определенное любопытство к телам и неизвестным культурам в искаженных понятиях «другой» или «иностранец», впоследствии положенное в основу расистских теорий, оправдывавших мнимое превосходство одних народов над другими, особенно в колониальный период.

В Европе последние так называемые этнологические выставки были организованы после второй половины 20-го века.

     Так называемая «черная деревня», перестроенная во время Нантской ярмарки 1904 года.
Так называемая «черная деревня», перестроенная во время Нантской ярмарки 1904 года.

Одним из самых ранних примеров мест, где выставлялись люди, был зоопарк Монтесумы – коллекция животных, заказанная императором ацтеков Монтесумой II во дворце современного мексиканского города Теночтитлан в начале XVI века.Согласно информации, дошедшей до нас на сегодняшний день, в саду Монтесумы были птицы и животные всех видов, а также сектор, посвященный тому, что летописцы того времени называли «чудовищами» и «ошибками природы», как люди-альбиносы, с горбом, карликовостью или физическими уродствами.

     Группа селькнам, также называемая она, коренные жители Южной Америки, привезенные в Париж в 1899 году.
Группа селькнам, также называемая она, коренные жители Южной Америки, привезенные в Париж в 1899 году.

Примерно в то же время знаменитая семья Медичи создала большой зоологический сад в Ватикане: некоторые историки утверждают, что Ипполито Медичи, умерший в 1535 году в возрасте 24 лет, имел как обширную коллекцию экзотических животных, так и человеческий зоопарк, полный "дикарей" - рабов, говоривших на более чем 20 различных языках, включая мавров, татар, индейцев и турок.

     человеко-зоопарк Гамбурга
человеко-зоопарк Гамбурга

Однако именно в XIX веке выставление "образцов" человеческих существ стало глобальным явлением: людей из Африки, Индонезии или Южной Америки привозили в Париж, Нью-Йорк, Лондон или Берлин, чтобы их могли увидеть люди на крупных международных ярмарках.

Саарти Бартман

Одна из самых известных историй о людях, выставленных на всеобщее обозрение в Европе, - история Сары (или Саартжи) Баартман, этнической женщины кой-коин из юго-восточной Африки.

     Рисунок с изображением Сары Баартман в 1810 году.
Рисунок с изображением Сары Баартман в 1810 году.

Баартман родилась около 1780 года и была рабыней в семье буров в Кейптауне. В 1810 году её привезли в Лондон, где она стала выставляться на ярмарках для развлечения зрителей, став чем-то вроде фрика. Самой отличительной ее физической особенностью были большие ягодицы – необычная черта в телах европейцев.

В Европе Баартман была известна как «Готтентотская венера», прозвище, которое было приписано по крайней мере еще одной женщине, которая, как и она, выставлялась в Англии и других европейских городах (готтентот - прилагательное, которое считается уничижительным для людей этнической принадлежности кхой).

     Саарти Бартман
Саарти Бартман

Затем Баартман была доставлена в Париж, где ее изучали антропологи и натуралисты, некоторые художники изображали ее почти полностью обнаженной и водили на вечеринки и частные мероприятия аристократов: Крейс и Скалли сообщают, что с ней обращались как с животным и даже иногда носили с цепью на шее.

После ее смерти в декабре 1815 года ее труп был вскрыт: ее мозг, скелет и гениталии (у неё половые губы были длиннее, чем обычно, как у многих женщин кой-коин) были выставлены в Музее человека в Париже до 1974 года. Только в 2002-м по требованию Нельсона Манделы останки Саарти Бартман были переданы исторической Родине.

     Германская африканская деревня
Германская африканская деревня

"Экспонаты" в естественной среде обитания

В последующие десятилетия широкое распространение получили выставки, на которых группы людей выставлялись в реконструированных деревнях, что позволяло европейцам любоваться образом жизни, который они считали примитивным.

Торговец дикими животными Карл Хагенбек был одним из первых, кто распространил моду показывать "дикарей" в их "естественной среде" в Германии, а позже стал управляющим других зоопарков по всей Европе.

     Группа филиппинцев на выставке Сказочная страна на Конни-айленд 1906.
Группа филиппинцев на выставке Сказочная страна на Конни-айленд 1906.

В 1874 году он организовал выставку самоанцев и саами (этническая группа, происходящая из Лапландии) вместе с животными, типичными для мест их происхождения; два года спустя он сделал то же самое с группой нубийцев, населяющих северный Судан и южный Египет, и имел огромный успех.

Считается, что идея Хагенбека вдохновила француза Жоффруа де Сент-Илера, директора парижского Jardin d'acclimatation, парка развлечений, где в 1877 году были организованы две этнологические выставки с участием нубийцев и инуитов. Выставки привлекали миллионную аудиторию: по оценкам, с 1877 по 1912 год в зоопарке парка было организовано около тридцати таких «представлений».

     Человеческий зоопарк в Париже Jardin d’Agronomie Tropicale
Человеческий зоопарк в Париже Jardin d’Agronomie Tropicale

Во время Всемирной выставки в Париже в 1878 году была воссоздана африканская деревня, в которой также были представлены люди из колоний Сенегала, а в голландском павильоне выставки были выставлены коренные жители Индонезии и Камбоджи, которые исполняли различные танцы и ритуалы.

Во время выставки 1889 года, также проходившей в Париже, были привезены 11 уроженцев чилийской деревни.

В 1897 году в Бельгии король Леопольд II привез 267 человек из Конго для выступления в своем дворце в Тервурене, к востоку от Брюсселя: многие из них умерли зимой, но мероприятие снова пользовалось огромной популярностью.

Обычай включать людей разных национальностей в ярмарки или организовывать передвижные шоу, в которых они использовались для развлечения публики, распространился и на Соединенные Штаты. Например, на выставку в Сент-Луисе в 1904 году было привезено около 1300 человек из различных племен Филиппин.
Как правило, помимо того, что их выставляли на ярмарках, собиравших сотни тысяч, если не миллионы зрителей, этих людей, считавшихся дикарями, фотографировали, наблюдали, взвешивали и заставляли делать то, что говорили импресарио.

-12

До 1930-х годов человеческие существа продолжали выставляться на колониальных выставках в Марселе и Париже, часто почти полностью обнаженными или в клетках.

«Этно-выставочные» деревни были созданы также в различных итальянских городах , в том числе в Турине, Милане, Риме, Генуе и Неаполе. Часто эти человеческие зоопарки включали в себя живые представления, в которых повторно предлагались сцены из повседневной жизни различных африканских народов, в том числе эритрейцев и сомалийцев: первые из них относятся к концу XIX века, но стали особенно популярны с приходом фашизма и благодаря пропаганде режима.

-13

Последний человеческий зоопарк в Европе был представлен во время Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, где публика могла наблюдать реконструкцию конголезской деревни. Если выставленные люди не реагировали, зрители бросали в них монеты или бананы, пишет репортер того времени, которого цитирует BBC Mundo.

     Эта африканская девочка была выставлена в человеческом зоопарке в Брюсселе, Бельгия, в 1958 году
Эта африканская девочка была выставлена в человеческом зоопарке в Брюсселе, Бельгия, в 1958 году

Ота Банга — самый известный экспонат человеческих зоопарков XX века.

-15

В 1906 году антрополог Мэдисон Грант, секретарь Нью-Йоркского зоологического общества, попросил молодого Ота Бенга, конголезца из этнической группы мбути, народа Центральной Африки, представители которого также известны как пигмеи Конго, выставить его в зоопарке Бронкса. Юноша, которому было около двадцати лет, был заперт в клетке вместе с орангутангом с целью доказать, что он является так называемым "недостающим звеном" в эволюции между обезьянами и людьми.
Столетием позже французский натуралист Жорж Кювье утверждал, что маленькие уши Баартмана похожи на уши орангутангов, а его живость напоминает живость обезьяны.

     Ота Бенга, конголезский пигмей, был показан в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке в 1906 году. Его заставляли во время «показов» носить на руках орангутанов и других обезьян.
Ота Бенга, конголезский пигмей, был показан в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке в 1906 году. Его заставляли во время «показов» носить на руках орангутанов и других обезьян.

С середины девятнадцатого века изучение человека в Европе привело некоторых натуралистов, философов и антропологов к разработке теорий о том, что некоторые "расы" превосходят другие на эволюционной шкале.
Так родилась концепция расовых иерархий, которая, исходя из предполагаемых научных оснований, оправдывала общества, считавшиеся более цивилизованными, лучше чувствовать свою культуру, торговлю и религию, распространяться на другие области мира и обучать народы, считавшиеся примитивными.

Если сильно упростить, то эти теории усилили предубеждения против неевропейских народов, а в период империалистической экспансии узаконили и укрепили многочисленные националистические движения, включая фашистское.

     Лутц Хек со своими подопечными
Лутц Хек со своими подопечными

В действительности понятие "раса" не имеет под собой никакой научной основы. Если уж на то пошло, существуют антропологические классификации среди особей вида Homo sapiens, которые проводят различия между людьми, чьи предки происходят из Африки южнее Сахары, теми, кто на протяжении многих поколений жил в Восточной Азии, австралийскими аборигенами и так называемыми европеоидами.