Найти тему
Русский и Литература

ЕГЭ по литературе: 5.2. Моя ученица рассуждает о стихотворении А. Фета, в котором нет ни одного глагола

Оглавление

Зачем А.А. Фет написал безглагольное стихотворение? Почему не поднимал в лирике остросоциальные вопросы? У него больше тем не было, кроме любви, природы и искусства?.. Люблю помучить такими вопросами учеников, когда мы начинаем говорить о поэзии чистого искусства. И конкретно о творчестве А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, о лирике которых в школе, на мой взгляд, дети не получают никакого представления. Ведь мало читать стихи или учить их. Надо понять, что такое импрессионизм в искусстве, как философия соотносится с литературой (натурфилософия Шеллинга, например), а также почему важнейшим постулатом чистой поэзии стала идея о том, что поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.

Отвечать на все перечисленные вопросы здесь я не буду. Иначе материал получится безразмерным. Если у вас есть острая необходимость в статье на тему «Что такое поэзия чистого искусства?», или «Особенности пейзажной лирики Фета», или «Философская лирика Тютчева» (свои варианты можно предложить) – пишите об этом в комментариях. Если желающих будет достаточно, публикацию об этом я подготовлю.

Готовимся к ЕГЭ по литературе на высокие баллы: 5 необходимых справочников
Русский и Литература14 октября 2022
ЕГЭ по литературе: что такое цитатник и как его составлять
Русский и Литература20 августа 2022

Сегодня же на повестке дня вопрос, связанный со стихотворением Фета, которое называли манифестом его лирики – «Шепот, робкое дыханье…». За это творение поклонники поэта превозносили его до небес, а недоброжелатели шептались, что оно не только безглагольное, но и бессмысленное. Моя ученица Анастасия порассуждает о том, почему Фет не использовал в нём глаголов. А в конце я дам небольшой комментарий.

Ответ Анастасии на вопрос: «Почему стихотворение А.А. Фета "Шёпот, робкое дыхание..." является безглагольным, но в нём присутствует движение?»

Произведение А.А. Фета «Шёпот, робкое дыхание...» обладает определённой особенностью. В нем нет ни одного глагола, то есть оно является безглагольным.
Фет создаёт внутреннее движение в стихотворении благодаря использованию отглагольных существительных: «шёпот», «дыханье», «колыханье». Грамматически произведение представляет собой одно восклицательное предложение, проходящее через три строфы. Афанасий Афанасьевич постоянно соотносит два плана: частный и общий, душевный и природный, интимный и общечеловеческий. Этот переход от изображения мира человека к миру вокруг и наоборот: «Свет ночной, ночные тени,/ Тени без конца,/ Ряд волшебных изменений/ Милого лица...» создаёт ощущение, что внутри стихотворения есть действие, движение.
В произведении присутствуют краски. Цвета стихотворения полностью соответствуют внутреннему развитию человеческого и природного плана от приглушённых «серебро... ручья», «свет ночной, ночные тени» до ярких, контрастных: «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря». Эти краски как бы передают течение времени, которое грамматически никак не воплощается. Движение отражено и в звукописи, что заметно в первой и третьей строфах: «Серебро и колыхание сонного ручья». Природные образы, обладающие звуковой характеристикой, создают ощущение жизни, динамики. Вторая же строфа формирует впечатление полной тишины. Именно эти звуковые образы усиливают ощущение жизни в стихотворении.
Таким образом, можно сделать вывод, что А.А. Фет использовал многие приёмы, чтобы показать динамичность произведения, при этом не употребляя ни один глагол. Стихотворение лишено аналитических моментов, оно отражает и фиксирует ощущения поэта, позволяет увидеть «миги бытия», которые никогда более не повторятся. Фет старался показать застывшее движение, остановленный момент во всей его прелести.

Мой комментарий:

1. Объём вопроса превышает 10 предложений. И, естественно, на экзамене у ученицы не будет возможности писать так подробно и много. Но в качестве домашнего задания – это отличный способ отработки темы и поиска ответа на весьма сложный вопрос.

Кто из героев русской классики черпает силы в молитве: готовый ответ на №11 ЕГЭ по литературе от моей ученицы
Русский и Литература24 мая 2022
ЕГЭ по литературе: фольклорные мотивы и герои, связанные с народной культурой. Два мини-сочинения моей ученицы
Русский и Литература11 января 2023
ЕГЭ по литературе: два сочинения моих учеников по пьесе "Ревизор" Н.В. Гоголя
Русский и Литература18 декабря 2022

2. Отдельно хотелось бы отметить использование терминологии. Обычно, анализируя лирику, ребята теряются и не знают, с какой стороны подойти к вопросу. В ход идёт пересказ (насколько это возможно), ни к чему не относящийся анализ средств выразительности. Термины, исключая упоминание тропов, плетутся где-то в конце. А ведь с помощью них можно выстроить отличный костяк ответа! В ответе Насти сказано о безглагольности, композиции стихотворения, о цветописи и звукописи, о «мигах бытия». Я бы добавила термины: поэзия чистого искусства, импрессионизм, паузирование.

3. Ответ выстроен по стандартной схеме: краткое вступление – тезис 1 с доказательством и микровыводом – тезис 2 с доказательством и микровыводом – заключение. Несмотря на то что специалисты ФИПИ разрешили писать ответы на вопросы без вступлений и заключений, я продолжаю настаивать на их наличии. Иначе ответ не будет полным и логичным. Кстати, о структуре ответов на вопросы 5.1/5.2 и 10.1/10.2 я рассказываю здесь:

Вопросы 5.1 и 5.2 в ЕГЭ по литературе: чем они различаются, как их писать
Русский и Литература15 апреля 2022

Если вы испытываете трудности с системным анализом текста, вот памятка:

Как анализировать прозу в ЕГЭ по литературе и на олимпиадах? 31 вопрос для исследования
Русский и Литература16 февраля 2023

Подготовила Анна Терехова

Дорогие читатели! Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.