Найти тему
Internetwar. Исторический журнал

Случай в Окс-Боу (1942)

«Это вас совсем не касается», - говорит майор Татли, герой вестерна «Случай в Окс-Боу». Что именно не касается? Правосудие? Убийство без суда и следствия? Оно коснется всех, даже тех, кто был нейтрален.

Мрачный вестерн, даже тяжелый. Без приключений, погонь и перестрелок. «Случай в Окс-Боу» - это разговоры, проблемы и повод задуматься.

Интересно, что фильм вышел в конце 1942 года, а на большой экран в мае 1943 года, в разгар второй мировой войны. В эпидемию антияпонской или антиитальянской истерии в США не лишним было бы напомнить обществу, что суд Линча часто карал невиновных. А если бы и виновных, кто дал право линчевателям судить?

-2

Невада, 1885 год. Пара усталых ковбоев Гил (Генри Фонда) и Арт вваливаются в бар маленького городка. Здесь они узнают, что на своей ферме убит уважаемый гражданин. Шерифа нет на месте. Немедленно организуется толпа добровольцев, желающих покарать предполагаемых убийц.

После ожесточенных споров отряд, возглавляемый бывшим майором Конфедерации Татли, едет в погоню. Гил и Арт, чтобы – не дай Бог – не заподозрили до кучи еще и их, едут со всеми.

Члены отряда делятся на активных линчевателей, на пытающихся вразумить толпу нормальных людей и на аморфное большинство. Основные словесные баталии идут, разумеется, между первой и второй категориями. Однако увлеченное первыми (вы что, трусы?!) аморфное большинство склоняет чашу весов в пользу майора Татли.

Ночью в ущелье Окс-Боу отряд настигает троих ковбоев, перегоняющих скот покойного гражданина. Никакой купчей на скот у них нет, зато есть револьвер, опознанный как собственность убитого.

Какое может быть решение? В петлю! Всех троих вздернуть!

-3

Вот здесь идет душещипательная сцена с разговорами о правосудии, о праве казнить и миловать, о человечности. Замечу, что зритель здесь еще не уверен, виновны ли приговоренные. Сомнения есть. Значит, вроде бы надо повременить с казнью. Но толпа, разогретая майором и его единомышленниками, уже разошлась.

На первое место выходит «Мы же мужики! Сказали – сделали!» Фактически казнь осуществлена не потому что все вдруг поверили в виновность пойманных. Скорее все поверили в нее, раз уж казнили.

И вот, когда бедняги уже и не дрыгают ногами, появляется шериф с известием, что уважаемый гражданин вовсе и не убит, но лишь ранен. И даже больше: покушавшийся на него задержан. А эти трое действительно купили скот.

Вот, что называется, пиковый момент, кульминация. Опьяненные виски и отрезвленные правдой линчеватели сидят в баре, повесив головы, а Гил зачитывает им прощальное письмо казненного. Им всем теперь с этим жить до конца. Разве что майор Татли находит в себе мужество (или трусость) не жить с этим дальше.

-4

Действительно сильное и в то же время такое простое кино. Напоминание, как легко агрессивное меньшинство может заразить аморфную толпу и повести всех на преступление. «Мне отмщение и аз воздам», «Не судите да не судимы будете». Не вам решать, кто достоин жизни, а кто нет. Или, по крайней мере, не так решать, не под воздействием масосовй истерии и нахлынувших чувств.

Говорят, это был любимый фильм Генри Фонда. Хотя имелись в его копилке и потрясающие «Двенадцать разгневанных мужчин», и «Гроздья гнева», и «Однажды на Диком Западе» - всё великие фильмы, а вот поди ж ты, он любил простенький «Случай в Окс-Боу».

Фильм действительно простой не только по сценарию и фабуле, но и по съемкам. Ключевые сцены сняты в студии, что придает им дополнительной мрачности, какой-то скованности. Нет ощущения простора Дикого Запада, есть душевная, гнетущая клаустрофобия. Стоит посмотреть.

7 из 10