На данный момент сдать на водительские права могут все желающие: даже в небольших городах есть частные автошколы. В советские времена с этим складывалось все куда интереснее. Частных автошкол нет. Что делать?
Как сдать на права?
Получить возможность сдать на права можно несколькими путями. Во-первых, выбрать вместо уроков труда автодело. Этот вариант хорошо подходил для мальчиков, которые обучались в школе. Водительские права можно было получить в 16-летнем возрасте, однако действовали они, разумеется, только по наступлению совершеннолетия. А так вождение разрешалось только в сопровождении взрослых.
Во-вторых, обучиться вождению можно было в автоклубах. В некоторых случаях на права могли сдать рабочие заводов.
Самый популярный способ сдать на права - поступление в ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). В иных случаях возможности получить права не было.
Советские методы обучения немного отличались от текущих. Кроме десяти вопросов и вождения необходимо было знать еще и устройство транспорта. Это позволяло новым водителям определить проблему в случае поломки автомобиля.
Обучение длилось 6 месяцев. Занятия необходимо было посещать 6 раз в неделю. Сдача на права в некоторых случаях была платной. Если водителя не обучала школа, предприятие, на котором он работает, или ДОСААФ, то необходимо было платить. В 1977-м году стоимость сдачи не превышала 80 рублей. В 1981-м году сдать на права можно было за 130 рублей, в 1986-м году - за 230 рублей.
Получил права - что дальше?
Разумеется, после получения прав у водителя была возможность приобрести автомобиль, однако в советские времена машина была, скорее, роскошью, нежели практическим средством для передвижения.
К 1950-му году советский гражданин мог встать в очередь за автомобилем, если на него имелись деньги. Спрос оказался куда выше, чем предполагалось, а потому приобрести машину сразу же было невозможной задачей. Ну только если не было связей...
В то время были популярны вот такие плакаты: "Накопил и машину купил".
В 1950-х годах средняя заработная плата советского гражданина составляла 600-700 рублей. Автомобиль на тот момент стоил 8000 рублей. Речь идет о "Москвиче 401". Автомобиль "Победа" стоил дороже - 16000 рублей. Очередь на автомобиль длилась 4 года, и накопить за это время нужное количество денег было действительно реально!
В 1960-х годах произошла денежная реформа - ситуация с автомобилями изменилась. Несмотря на то, что количество автомобилей увеличилось, очереди растянулись. Теперь авто можно было получить за 6-7 лет.
Все тот же "Москвич" можно было купить за 5000 рублей, а "Волгу" - за 10000 рублей. Средняя заработная плата советского гражданина составляла 170 рублей в месяц. Когда очередь до человека все же дошла, он получал вот такое удостоверение.
Получить автомобиль можно было и с помощью лотереи. Так, в 1972-м году повезло маме Владимира Путина, которая смогла выиграть "Запорожец" в лотерее от "Спортлото".
Иномарки в СССР
Иномарки в СССР были. Советский космонавт Юрий Гагарин владел двумя "Волгами", а также спорткаром Matra-Bonnet Jet VS, который ему подарили во Франции. Помимо Гагарина иномарками владел и Владимир Высоцкий, у него были Mercedes-Benz S-class W116 и коричневым купе Mercedes-Benz SLC. Звезды могли получить автомобили за рубежом во время гастролей в качестве подарка, однако на это необходимо было разрешение.
Официально в СССР начали привозить иномарки в 1985-м году. К тому времени в Москве уже насчитывалось более 1 миллиона автомобилей. Чаще всего привозили Skoda из Чехии, Zastava из Югославии и Trabant из ГДР.