Найти тему

Как увлечь ребенка чтением?

Оглавление

«Сходил бы лучше почитал, чем дурью маяться!» — такую фразу произносили наши родители, бабушки и дедушки. А теперь очередь дошла и до нас! Годы идут, а детей становится всё сложнее заинтересовать чтением книг. Никакие аргументы о погружении в другие миры тут уже не сработают – эту функцию выполняют гаджеты. Да и о пополнении словарного запаса, повышении грамотности и других преимуществах чтения чаду говорить бесполезно. Есть ли способ изменить эту ситуацию? Можно ли увлечь своё чадо чтением? Давайте разбираться вместе! Оговоримся, что в статье термин «чтение» будет употребляться не в качестве умения складывать слова в буквы, а как навык осваивать новые литературные горизонты.

Почему дети не любят читать

Обычно потеря интереса к чтению происходит примерно в четвёртом-пятом классе – этот факт подтверждает большинство детских психологов. И случается это из-за того, что читать им приходится помногу, а преподаватели не принимают в расчёт простые истины:

  1. Умение читать книги и получать от этого удовольствие – сложный навык, которому нужно учиться;
  2. Каждый из нас стремится к удовольствиям в той или иной мере.

Примерно к 10-11 годам у детей происходит «спад читательской активности», и учителя делят своих подопечных на читающих и тех, кто без помощи и наставлений делать этого не может. Однако даже читающего ребёнка легко склонить на «тёмную сторону». Чуть только школьник потеряет интерес или почувствует, что не справляется с заданиями, он может забросить чтение вне класса. То, что не вызывает положительного эмоционального отклика, чадо будет стремиться оставить в классной комнате за закрытой дверью. А дома к книгам его, как говорится, не притянешь и за уши. А ведь около 8000 часов каждый год дети проводят вне школы. Если хотя бы часть свободного времени не уделять книгам, это может привести к деградации навыков чтения. А по статистике, дети, не желающие тратить время на литературу вне школы, хуже успевают и по другим предметам.

Но вернёмся к двум пунктам, о которых мы говорили ранее и которые отказываются принимать многие учителя. Начнём со второго, про удовольствие. Буквально в нашей физиологии записано, что мы будем стремиться к тому, чтобы повторять действия, приносящие нам приятные ощущения, раз за разом. Именно поэтому мы идём в любимые кафе и заказываем то, что хотим хорошенько посмаковать. По этой же причине мы пользуемся рекомендациями на музыкальных стримингах – стремимся найти больше подходящих нам исполнителей и песен, чтобы слушать их и получать положительные эмоции. Так устроен наш мозг, это факт: мы стремимся доставлять себе радость и, наоборот, избегать того, что её не приносит.

Когда мы сами читаем ребёнку, информация и основной посыл произведений легко погружает его в сюжет и вызывает интерес. Конечно, если книга интересная, но это мы берём за аксиому. Однако в школьном возрасте чтение начинает ассоциироваться у ребёнка не с приятными эмоциями, а со скучной, порой не имеющей очевидного смысла, муторной работой. Упражнения, тесты, бесконечные задания и доклады… Всё это утомляет и превращается в голове в негативную фиксацию: «читать, значит, страдать». Если время, которое ребёнок проводит за чтением, чаще доставляет ему негатив, чем позитив, то естественной реакцией организма на такой раздражитель станет стремление избегать его. Как отмечают многие детские психологи, чтобы чтение приносило удовольствие, нужно процесс с приятными эмоциями.

Но как же этого добиться? Начните с того, чтобы читать своим детям. Чем чаще вы будете это делать, тем быстрее будут развиваться навыки чтения у вашего чада.

Теперь рассмотрим первый пункт про то, что чтение – это навык, требующий развития, как и любой другой. Этот факт подтвердили три десятилетия исследований по теме. Умение и любовь к чтению не зависят ни от чего, кроме количества прочитанного. Чем больше читаешь, тем лучше ты это делаешь, большего добиваешься и легче усваиваешь информацию. Вот так всё просто и сложно одновременно. Но читать детям мешают негативные фиксации о школе и нудности этого процесса.

Как помочь ребёнку полюбить чтение

Здесь всё, опять же, подчиняется двум простым частям одной формулы:

  1. Больше чтения – лучше навык, лучше навык – больше удовольствия от литературы, больше удовольствия – больше прочитанной литературы;
  2. Больше чтения – больше знаний, а значит, чем больше уделяешь этому времени, тем лучше мыслишь.

В 2015 году учёные из США провели исследование среди учеников четвёртых классов. Оно показало, что чуть больше трети школьников обладали развитыми навыками чтения, примерно столько же – владели этим умением на приемлемом уровне и ещё около трети опрошенных показывали низкий балл по этой дисциплине. Большая часть опрошенных умела читать, но делала это с большой неохотой и не лучшим образом. К восьмому классу доля школьников, которые хорошо владели чтением, снизиась до четверти, зато около половины учащихся получили средний балл, а ниже «базы» было всего 24% детей.

Но поворотным в этой сложной теме стало другое исследование, датированное далёким 1992 годом. Важность этого международного мероприятия состоит в результатах, которое оно принесло. Учёные выявили и подтвердили статистически два фактора, которые способствуют тому, чтобы ваше чадо достигло больших результатов в освоении чтения:

  1. То, как часто преподаватель читает своим подопечным;
  2. То, как часто школьники занимаются свободным чтением про себя.

Оказалось, что учащиеся, занимавшиеся чтением на каждодневной основе, показывали в разы лучшие академические результаты, чем их сверстники, читавшие всего около раза в неделю. Как вы видите, эти тезисы отлично согласуются с тем, что мы озвучили раньше: чем чаще ребёнку читают и чем чаще он это делает сам, тем лучше и быстрее развивается этот навык. Когда чадо слушает чтение, это стимулирует его собственное желание преуспеть на данном поприще, а также развивает способность воспринимать информацию аудиально. В исследовании приняло участие более 150000 учащихся со всех уголков мира. Дети, которым регулярно читали дома, показали результаты на треть выше, чем их сверстники, которым читали «изредка».

Как видите, статистика также говорит в пользу того, что главный шаг в прививании любви к чтению состоит в том, чтобы как можно чаще читать своему чаду. Это расширит его или её словарный запас и создаст приятные ассоциации с процессом.

Грамотность и чтение книг

То, что чтение повышает фонетическую грамотность – известный и доказанный факт. Когда ребёнок слышит правильное произношение слов, ударений и прочие аспекты литературного языка, он приобретает преимущество в освоении навыка чтения перед сверстниками, которым дома не читают.

Это доказало ещё одно американское исследование, затронувшее дошкольников. Оказалось, что дети, которым читали не менее трёх раз в неделю, показывали в разы лучшие академические результаты, и их шансы полюбить чтение в дальнейшем также значительно повышались.

Мотивация

К сожалению, детей не особенно интересует, насколько они станут грамотнее от книг, для них это слабый аргумент. А мотивация здесь играет огромную роль, можно даже сказать, ключевую. Мешает полюбить литературу детям то, что в школе их из раза в раз с помощью ухищрений заставляют читать огромные объемы текста, потому что учителям нужно отчитываться по сделанной работе. Да и на уроках никто уговаривать и мотивировать ученика не будет – на каждого просто не хватит времени. Естественно, такой подход постепенно убивает любовь к книгам, даже если она была. Но что же побуждает людей обращаться к литературе?

  1. Банальная любовь к процессу чтения;
  2. Заинтересованность сюжетом и героями;
  3. Желание быть похожим на начитанных товарищей.

Литература и эрудиция

Чтение можно сравнить с походом в музей, на экскурсию или на природу. По аналогии с ними книги дают детям ещё один важный бонус – «фоновые» знания. Все, что школьники узнают из литературы, они будут использовать и на учёбе. Кроме того, такой способ получения информации является более эмпирическим, чем пресловутая зубрёжка. Всё, что человек узнает на собственном опыте, лучше укладывается у него в голове и легче используется в быту.

Однако, чтобы сходить в поход, нужно время, нужна подготовка и люди, готовые сопровождать. То же самое и с экскурсиями, просто сорваться и пойти в музей могут позволить себе далеко не все. В этом плане книги – идеальный «компенсатор» для расширения кругозора. Фактически, читая книгу, вы можете прожить целую жизнь другого человека. И для этого даже не требуется покидать собственную комнату! Образовательные передачи в этом плане тоже очень помогают, но при их просмотре есть огромный соблазн переключить на развлекательный канал или фильм, а в сопровождении взрослого смотреть их выходит далеко не всегда.

Чем шире у ребёнка кругозор, тем лучше работает его эрудиция и тем живее будет его ум. Об этом же говорит статистика, собранная в США. Там для 2/3 малоимущих школьников занимаются по учебному плану, в который включено чтение и математика. ИЗО, иностранных языков и других подобных наук в них нет. Узость знаний ребёнка рано или поздно начинает сказываться и на его успеваемости в школе. Так, около половины детей из бедных американских семей входят в 25% неуспевающих учеников в своих классах. Вот таким образом бедность и встаёт на пути многих детей к знаниям. К сожалению, так происходит по всему миру.

Чтение вслух, лексикон и старение нашего мозга

Среди прочих плюсов чтения вслух есть ещё один, крайне веский. В середине девяностых врач-эпидемиолог, психолингвист и невролог провели исследование, в котором участвовали монахини одного из орденов. От них требовалось согласие на изучение мозга после смерти и регулярные проверки знаний при жизни. В 22 года участницы написали небольшие автобиографические рассказы, по ним и результатам вскрытий доктора сделали крайне интересный вывод. Испытуемые, любившие чтение, использовали сложные конструкции и развёрнутые предложения для изложения своих мыслей. Как оказалось, это дало им ещё одно преимущество – они испытывали на себе меньший риск заболеть болезнью Альцгеймера! То есть, чем больше у человека словарный запас в юности, и чем лучше он поддерживает свою мыслительную деятельность в течение жизни (с помощью чтения, в том числе), тем меньше вероятность, что «альцгеймер» поразит его в зрелости.

По итогам своей работы врачи дали важный совет всем родителям: читайте своим детям и делайте это как можно чаще. Так, вы дадите им необходимую базу для дальнейшего освоения этого сложного навыка и поможете поддерживать собственный мозг в тонусе.