Найти в Дзене
Lectorient

Восток в западном кинематографе: режиссёры и сюжеты

Ближневосточный кинематограф - это особый взгляд на мир и ценности. Считается, что он отличается от западного кинематографа. Но знали ли вы, что множество западных фильмов снимают восточные режиссеры, покинувшие по разным причинам свои страны?
Многие режиссеры уехали из Ирана в западные страны, надеясь найти «лучшую жизнь». Однако их работы не перестают быть самобытными. В их картинах мы можем увидеть культурные и традиционные отсылки.
Например, Мохсен Махмальбаф - иранский кинорежиссёр, известный такими фильмами как «Кандагар», «Миг невинности» (запрещён в Иране). Он покинул страну в 2009 г., переехал в Афганистан, некоторое время жил в Таджикистане, окончательно мигрировав уже во Францию. В одном из интервью он признавался, что ему хотелось бы вернуться на родину и творить там, так как только в Иране он чувствовал подъем энергии и черпал неимоверное вдохновение. Живя в Таджикистане, он снял 2 картины, но ему казалось это мизерно малым для творческой деятельности. Хотя Мохсен по


Фото взято из открытого фотостока Canva
Фото взято из открытого фотостока Canva

Ближневосточный кинематограф - это особый взгляд на мир и ценности. Считается, что он отличается от западного кинематографа. Но знали ли вы, что множество западных фильмов снимают восточные режиссеры, покинувшие по разным причинам свои страны?

Многие режиссеры уехали из Ирана в западные страны, надеясь найти «лучшую жизнь». Однако их работы не перестают быть самобытными. В их картинах мы можем увидеть культурные и традиционные отсылки.

Например,
Мохсен Махмальбаф - иранский кинорежиссёр, известный такими фильмами как «Кандагар», «Миг невинности» (запрещён в Иране). Он покинул страну в 2009 г., переехал в Афганистан, некоторое время жил в Таджикистане, окончательно мигрировав уже во Францию. В одном из интервью он признавался, что ему хотелось бы вернуться на родину и творить там, так как только в Иране он чувствовал подъем энергии и черпал неимоверное вдохновение. Живя в Таджикистане, он снял 2 картины, но ему казалось это мизерно малым для творческой деятельности. Хотя Мохсен повлиял на индустрию кино на Западе, стремление вернуться не покидает его до сих пор.

Другой пример режиссёра противоположен первому. Он совсем не пытается вдохновиться Востоком и применить аутентичные культурные элементы в западном кино. Картины
Амира Надери - режиссёра, который уехал из Ирана ещё в 90-е гг., казалось бы, совсем не имеют связи с Востоком, а сюжеты не связаны с его исторической родиной. Но это лишь на первый взгляд. Если внимательно смотреть его «западные» фильмы и сравнить его работы в Иране, мы найдём некое сходство. Пример: фильмы «Бегун» (1984 г.) и «Звуковой барьер» (2005 г.). Здесь отражаются совершенно одинаковые мотивы, заимствованные режиссером во времена иранской новой волны в кинематографе. Их объединяет тема, связанная с выстраиванием пространства.

В фильмах
Хинера Салеема, курдского режиссёра, мы видим совмещение традиционного кино и западных мотивов. С одной стороны, приехав во Францию, он продолжал работать над курдской проблематикой, так как это связывало его с родиной, и эта тема была и остаётся интересна всему миру. Также благодаря этому рос его престиж в курдском сообществе. Но, с другой стороны, он снимал фильмы также о европейской жизни, культуре и быте. Например, один из его известнейших фильмов о французах - «Крыши Парижа» - выходит за пределы национальных тем.

Чаще всего режиссерам проще оставаться в рамках историй о своей родине, потому что любой выход за пределы этих нарративов и попытка снимать на общие темы, связанные с западным контекстом, несколько опасны, так как у режиссеров могут отсутствовать знания о западной среде.

Что касается актеров, то они тоже уезжают в поисках «лучшей жизни». Одна из самых популярных актрис, уехавших из Ирана, -
Гольшифте́ Фарахани́ - мигрировала во Францию. Сейчас она активно снимается у западных и восточных режиссеров, демонстрируя возможности транснационального творчества. Ее роль в фильм «Паттерсон» - тому пример, в нем она снимается в роли американки без привязки к восточному миру. Однако иногда актриса использует особенности мимики и жестов, которые присущи ближневосточной культуре. Например, в одном из эпизодов она похлопывает себя по лицу руками в состоянии стресса.

Просмотрев множество работ восточных режиссеров и актеров, можно прийти к заключению, что многим трудно отойти от своей принадлежности к восточному обществу и начать создавать по-настоящему «европейские» картины. Режиссеры могут даже не подозревать о том, что они используют «восточный» элемент в кино, а могут делать это намеренно, а актеры могут «играть» со своим культурным происхождением, при этом придавая фильму особенный шарм.


Полную лекцию на тему «Восток на экспорт: мусульманские мотивы в западном кинематографе» вы можете посмотреть по ссылке
https://blog.lectorient.ru/lectori/lectori07122021

Лектор: Наталья Казурова — к.и.н., киновед и антрополог, старший научный сотрудник МАЭ (Кунсткамера) РАН, автор книги «Между жизнью и смертью: Заметки о творчестве Аббаса Киаростами» (НЛО, серия "Кинотексты"), программный директор Международного кинофестиваля «Дни этнографического кино» (2016-2021).

Литература:

Видеоматериал https://blog.lectorient.ru/lectori/lectori07122021

Больше интересных статей ищите на нашем канале https://dzen.ru/id/6389d97a37d41173c8e11425

Бесплатные лекции и курсы от LectOrient уже на нашем сайте!

https://lectorient.ru