Найти в Дзене
Династия Цин

Краткая история ципао: самое сексуальное платье Китая

Оглавление
     китайские традиционные костюмы в их историческом развитии. Иллюстрация Derek Zheng
китайские традиционные костюмы в их историческом развитии. Иллюстрация Derek Zheng

Ципао 旗袍, иногда называемое чхонсам (长衫 chángshān), представляет собой традиционную одежду, которая недавно пережила возрождение. Модные винтажные магазины теперь продают те же самые платья, которые когда-то носили бабушки на свадьбах, а блестящие варианты носят подростки на TikTok, участвующие в танцевальном конкурсе «Поделись своей культурой», в то время как бренды быстрой моды, извлекая выгоду из возрождения, бессовестно плагиатят оригинал к ужасу американцев китайского происхождения. И, конечно же, в традиционных китайских ресторанах всегда можно встретить официанток в платьях ципао.

Но чтобы понять важность ципао в наше время, мы должны знать его историю.

     Период Гуансю (1875–1908) - леди Айсинь Гиоро ( 爱新觉罗) Wikipedia Commons
Период Гуансю (1875–1908) - леди Айсинь Гиоро ( 爱新觉罗) Wikipedia Commons

Что такое ципао?

Ципао, иногда называемое чонсам или «мандаринское платье», представляет собой классическую одежду, традиционно изготавливаемую из вышитого шелка, с высоким воротником и изящными тканевыми пуговицами спереди. Ципао, с которыми вы, возможно, знакомы, тесно связаны и ассоциируются с шанхайскими светскими львами 60-х годов. Однако за долгую и сложную историю ципао претерпела множество итераций.

Какова история происхождения?

На самом деле никто точно не знает, откуда взялось ципао. В настоящее время преобладают три теории:

1. Из династии Цин, когда маньчжуры правили Китаем. Маньчжуры носили длинные свободные одежды, называемые чанпао 长袍, с разрезами по бокам, удобными для верховой езды и стрельбы из лука. Чанпао носили представители обоих полов, ханьские китайцы, принадлежащие к определенному классу, такие как ученые и чиновники, должны были носить чанпао, иначе им грозили серьезные последствия. В результате китайская одежда очень быстро адаптировалась к маньчжурской эстетике, и ее наследие заметно в современной одежде, такой как ципао.

     Маньчжурская одежда чанпао
Маньчжурская одежда чанпао

2. Историк Юань Цзеин 袁杰英, автор «Китайского ципао», всеобъемлющей истории происхождения, символики и культурного развития одежды, утверждает, что современная структура ципао была создана во времена династии Западная Чжоу (1046 г. до н.э. - 771 г. до н.э.), поскольку она похожа на одежду, созданную в то время.

-4

3. Ципао на самом деле является современным дизайном, созданным только после того, как западные концепции и торговля проникли в Китайскую Республику, смешав две культуры в одном уникальном платье.

-5

Женское освобождение + вестернизация

После свержения династии Цин в 1919 году женщинам было запрещено носить ципао, и они были вынуждены выполнять более традиционные гендерные роли, в то время как мужчины уже привыкли к брюкам.

Но постепенно, в последующий период Китайской Республики, китайцы начали изучать западную культуру и концепции, и некоторые из них громко и гордо стремились к гендерному равенству. Молодые интеллектуальные женщины боролись с традиционными ценностями и обычаями, такими как пеленание ступней, выставляя напоказ свое тело (в той мере, в какой они могли, по крайней мере, хвастаться своей фигурой). К 1910-м годам традиционные гендерные роли были поставлены под сомнение, и женщины хотели ходить в школу, делать карьеру и иметь голос за пределами дома.

     открытка "Девушка в ципао на фоне Шанхая", 1930-е, The Pankou
открытка "Девушка в ципао на фоне Шанхая", 1930-е, The Pankou

С 1920 по 1949 год городские женщины начали носить ципао в знак протеста. С этого момента платье постепенно стало входить в повседневную жизнь, и движение набрало обороты, когда такие политические деятели, как Сун Чин-Лин (宋庆龄 Сун Цинлин), один из лидеров во время революции Китайской Республики, начали носить ципао. В 1927 году националистическое правительство объявило ципао национальной одеждой китаянок. Платье было сшито так, чтобы подчеркивать красоту женского тела. Силуэт стал более облегающим; некоторые наиболее смелые дизайнеры решились на высокий разрез. С этого момента ципао стало как символом сексуальности, так и символом традиции.

     Шанхайские девушки в ципао, 1940-е
Шанхайские девушки в ципао, 1940-е

Движение «Новая жизнь» распространилось по Китаю в 1930-е годы, когда неолиберализм и неоконфуцианские ценности были интегрированы в гражданскую жизнь. Женщины стали более влиятельными, и у них появились образцы для подражания, такие как мадам Веллингтон Ку.

Мадам Ку

Если есть одна женщина, которой мы можем приписать популяризацию современного ципао, то это мадам Веллингтон Ку (Оэй Хуэй-Лан, или 黄蕙兰 Хуан Хуилань), китайско-индонезийская светская львица и первая леди Китайской Республики. В начале 20-х она адаптировала ципао и включила его в свой современный и роскошный образ жизни.

     Мадам Ви Кюин Веллингтон Ку, урожденная Оэй Хуэй-Лан, работа студии Lafayette Portrait Studios. Фотография. Лондон, Англия, 1921 год, V&A
Мадам Ви Кюин Веллингтон Ку, урожденная Оэй Хуэй-Лан, работа студии Lafayette Portrait Studios. Фотография. Лондон, Англия, 1921 год, V&A

На многих своих самых знаковых фотографиях Ку изображена в ципао в современном стиле, с разрезом сбоку, демонстрируя эту одежду международной аудитории. Она также настаивала на использовании местных материалов для изготовления своих красивых платьев, ссылаясь на то, что китайский шелк лучший в мире. Ку была сфотографирована для мировых журналов мод, а ее портреты сделали всемирно известные фотографы и художники. Между 1920-ми и 40-ми годами Vogue регулярно называл ее «самой стильной женщиной».

     Мадам Ку
Мадам Ку

Китайская бомба

В 1960-х годах «китайская бомба» стала неотъемлемой частью китайского кино, когда в кинотеатрах начали демонстрировать романы в западном стиле. Актрисы, такие как Нэнси Кван, которую называли «китайской Бардо», часто снимались в современных ципао, вдохновляя западных звезд, таких как Грейс Келли.

Ципао начало становиться еще более глобальной тенденцией (в буквальном смысле), когда оно стало униформой для китайских и тайваньских бортпроводников, возвысив одежду до уровня роскошной, профессиональной и высококлассной униформы.

     1962, бортпроводники British Overseas Airways Corporation
1962, бортпроводники British Overseas Airways Corporation

Культурная революция

С 1949 по 1970-е годы популярность ципао падала, поскольку оно считалась старомодным свидетельством ушедших китайских традиций, которые останавливали прогресс и модернизацию. Люди отдавали предпочтение более практичной и западной рабочей одежде, такой как куртки и брюки. Во время Культурной революции многие портные бежали в Гонконг, где их традиционные китайские силуэты сливались с западными тенденциями и моделями.

     винтажное платье цинпао, 1970-1980-е, аукцион Carousell
винтажное платье цинпао, 1970-1980-е, аукцион Carousell

Только в 1980-х годах ципао вновь обрели популярность. Китайцы начали возвращаться к своим традициям и культурным корням и нашли новое вдохновение в ципао для нарядов для торжеств, свадебных платьев и костюмов для фильмов.

1990-е

Конец 90-х был сумасшедшим культурным плавильным котлом и временем интенсивных экспериментов (и апроприации). В эту эпоху ципао стало основным элементом гардероба современной молодой женщины, и везде, от торговых центров, таких как Delia, до модных подиумов, продающих фирменные воротники-стойки. Такие звезды, как Кейт Мосс и Клэр Дэйнс, носили их на красной дорожке.

     Клэр Дейнс
Клэр Дейнс

Китайско-американская писательница и поэт Дженни Чжан позже размышляла об этом времени в своей статье «Блондинки в Чхонсам».

Знаковое кино

Большая часть наследия ципао также может быть приписана получившему признание критиков и невероятно влиятельному фильму Вонга Карвая «Любовное настроение» (2001), гонконгскому роману между влюбленными, которых сыграли Тони Люн и Мэгги Чунг. Очень стильный фильм вдохновил современную эстетику кино и дизайн костюмов, а также молодое поколение любителей кино азиатско-американского происхождения.

     Вонг Карвай «Любовное настроение»
Вонг Карвай «Любовное настроение»

Современные стили + апроприация

Начало 2000-х ознаменовалось очередным временем радикальных экспериментов и перекрестного опыления стилей в западной моде, когда дизайнеры брали пример с восточных принтов и силуэтов.

Влиятельные дизайнеры, такие как Анна Суи и Луи Виттон, привнесли современные интерпретации ципао на подиум.

     Анна Суи
Анна Суи

Вивьен Тэм, которая когда-то была дизайнером Жан-Поля Готье во время его расцвета сетчатых рубашек в восточном стиле, создала игривые интерпретации ципао.

Еще несколько лет назад ципао в чистом виде оставалось на периферии высокой моды и западных трендов. Затем подросток из Юты надел ципао на свой выпускной, вызвав возмущение и споры, которые привели к лозунгу, который был отчасти воинственным кличем, отчасти декретом об изнеможении: «Моя культура - не твое выпускное платье».

     Эмма Уотсон в цинпао, 2004
Эмма Уотсон в цинпао, 2004

Этот инцидент вызвал неоднозначную дискуссию о том, кто имеет право носить одежду определенной культуры и какой сигнал она посылает широкой публике и сообществу конкретной культуры. Является ли это присвоением, если это прежде всего признание красоты? Разве мода не для всех? Некоторые активисты заявляли о чрезмерной реакции на вопрос, в то время как другие американцы китайского происхождения просто обезумели в своей реакции на предполагаемую апроприацию.

Примерно в то же время такие бренды, как Zara, Topshop, Reformation и H&M, были обвинены в присвоении стиля ципао после использования таких слов, как «воротник-стойка» и «восточный принт» для описания одежды. Американцы китайского происхождения были разочарованы не только вопиющим присвоением, но и гиперсексуальными риффами, в которых представлены чрезвычайно обтягивающие и короткие версии платья, увековечивающие мифы об «экзотическом восточном стиле» или стереотипы о гейшах.

     цинпао, Zara
цинпао, Zara

Новое поколение

Тем не менее, есть много китайских дизайнеров, стремящихся вернуть ципао таким, каким он должен был быть: современной одеждой для современной китайской женщины.

Алекса Чанг, британская светская львица, ставшая модельером, по-своему интерпретирует ципао.

     Алекса Чанг
Алекса Чанг

YanYan Knits, гонконгская линия одежды, основанная Филлис Чан и Сьюзи Чанг, вызывает ностальгию по прошлому Гонконга, создавая интерпретацию в игривых цветах и ​​обтекаемых формах. В интервью Vogue Чан отметил: «На Западе наблюдается тенденция к росту популярности культового платья «китайская официантка»… но китайская одежда - это не только это».

     YanYan Knits
YanYan Knits

Цзинвен «Дейзи» Ван - нью-йоркский дизайнер DAWANG, «современного китайского» бренда, исследующего, что значит быть американцем китайского происхождения, чтящего прошлое и принимающего настоящее через сексуальную уличную одежду.

     DAWANG
DAWANG

А дизайнер из Мельбурна Бетти Лю поднимает ципао на уровень сюрреалистической высокой моды, создавая экстравагантные платья, которые разрушают гиперсексуализацию, которая теперь ассоциируется с этой одеждой. Лю сотрудничал с фотографом Джесс Бройер для создания фотосерии "Поедая друг друга", призванной бросить вызов культурному присвоению и усложнить западные представления о китайской одежде, не жертвуя при этом красотой или элегантностью.

     проект "Поедая друг друга", Mod Magazine
проект "Поедая друг друга", Mod Magazine

Ципао зарекомендовало себя как развивающийся и адаптирующийся предмет одежды, который сохранился, несмотря на историю, споры и апроприацию. От феминистских икон до экранных бомб, ципао десятилетие за десятилетием доказывало, что это больше, чем просто платье; это символ свободы, независимости и власти, и у него есть захватывающее и, смею сказать, сексуальное будущее.

Перевод. Оригинал: A brief history of the qipao: China’s sexiest dress By Catherine Zauhar for https://signal.supchina.com/