Найти тему
Ридус

Советское — значит лучшее: Словакия передаст Украине десять истребителей МиГ-29

Оглавление
МиГ-29.
МиГ-29.

Правительство Словакии окончательно согласилось передать Украине 10 из 11 имеющихся в наличии истребителей МиГ-29 советского производства. Одиннадцатый МиГ-29 будет передан в национальный музей страны. В этом случае Словакия станет первой страной блока НАТО, официально передавшей ВСУ боевую авиацию. Вместо МиГ-29 страна приобретет 14 истребителей F-16 Block 70/72 американского производства. Контракт с США уже подписан.

МиГ-29 — самолёт завоевания превосходства в воздухе

МиГ-29.© Соцсети
МиГ-29.© Соцсети

Работы по созданию лёгкого фронтового истребителя нового поколения в СССР развернули в конце 1960-х годов. Непосредственным поводом для их начала стала информация о ведущейся в США разработке истребителей McDonnell Douglas F-15 Eagle и Northrop P-530 Cobra (предшественника YF-17).

Главной задачей нового истребителя определили завоевание превосходства в воздухе над районом боевых действий сухопутных войск, второстепенной — нанесение ударов по наземным целям неуправляемым оружием днём в простых метеоусловиях.

МиГ-29 относится к самолётам четвертого поколения. Этот самолёт нарушил традиционный путь развития авиации — гонку за скорость и высоту. Приоритет получила манёвренность, прежде всего в вертикальной плоскости за счёт высокой тяговооружённости. МиГ-29 стал основным перспективным лёгким фронтовым истребителем (ЛФИ) ВВС СССР.

Первый полёт на МиГ-29 совершил летчик-испытатель А. В. Федотов 6 октября 1977 года. Было построено более 1700 таких истребителей. Стоимость единицы составляла 22 миллиона долларов в 2013 году.

За счёт своих выдающихся качеств МиГ-29 с 1986 года активно поставлялся на экспорт во множество стран, включая Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу и Чехословакию, а также в Индию, Ирак, Сирию, Югославию и другие государства. Экспортные самолёты, в зависимости от сроков и страны поставки, могли иметь различные комплектации оборудования и вооружения. А при модернизации они вообще приобретали новые качества.

Модернизация по западным стандартам

Что касается Словакии, то в 2004 году Братислава подписала контракт с РСК «МиГ» на модернизацию своих МиГов. Словацкие МиГи явились первыми боевыми самолетами, модернизированными совместно российскими и западными фирмами на территории страны — участника НАТО. Работы по модернизации и продлению летного ресурса проводились на авиаремонтном заводе Letecke Opravone Trencin (LOT) в Тренчине.

По данным РСК «МиГ», на обновленных самолетах были установлены бортовой компьютер МВК-03 российского производства, цветной многофункциональный жидкокристаллический индикатор МФИ-54, система видеорегистрации российского производства, радиотехническая система ближней навигации и посадки (VOR/ILS/MKR) AN/ARN-147(V), приемопередатчик TACAN AN/ARN-153(V), радиостанция VHF/UHF AN/ARC-210, приемник спутниковой навигации MAGR компании Rockwell Collins, комбинированный запросчик-ответчик системы государственного опознавания APX-113(V) (ответчик APX-117(V) для МиГ-29УБ) компании BAE Systems, светосигнальные маяки компании Goodrich Aerospace Lightning Systems, соответствующие требованиям ИКАО, аварийный радиомаяк компании H. R. Smith Group, позволяющий точно определять место приземления самолета.

В начале марта этого года американское сетевое издание Politico сообщило, что в США рассматривается вопрос о возможности вооружения истребителей МиГ-29 и Су-27 ВВС Украины современными управляемыми ракетами AIM-120 AMRAAM класса «воздух — воздух» средней и большой дальности с активным радиолокационным самонаведением. Но этот процесс интеграции сопряжен с определенными трудностями, поскольку ракеты должны быть не только физически подвешены на самолет, но и сопряжены с его бортовой РЛС.

Тем не менее интеграция систем и приборов западного производства обеспечивает полную совместимость с навигационными системами НАТО. Это говорит о том, что поставляемые Украине словацкие МиГ-29 являются современными самолетами по западным стандартам.

МиГ-29 против Су-27, Су-34, Су-35 и… Су-57

Су-27.© Соцсети
Су-27.© Соцсети

Не секрет, что словацкие МиГи встретятся в небе Украины с российскими истребителями, и победа будет не за ними. В свое время проводились учебные бои между советскими МиГ-29 и Су-27. Они показали полное превосходство суховского истребителя. В частности, отмечалось, что при прочих равных условиях при маневрировании на виражах Су-27 заходит в хвост МиГу через полтора-два круга, так как, несмотря на большую массу, обладает заметно лучшей маневренностью.

Преимущество Су-27 по допустимому времени пуска ракет типа Р-27 с Су-27 и МиГ-29 при обоюдной атаке на встречных курсах сводилось всего к 1-2-секундой разнице вместо предполагаемой 7-10-секундной. И это обстоятельство оказалось решающим в реальных боях, например в Эритрее.

Что же касается истребителей Су-34, Су-35, несмотря на то, что они являются глубокой модернизацией Су-27, то они на голову превосходят по своим характеристикам МиГ-29.

По своим боевым возможностям Су-34 относится к поколению 4++ и позволяет осуществлять выполнение основных боевых задач без сопровождения истребителями прикрытия ввиду высоких боевых качеств, позволяющих вести самостоятельно манёвренный воздушный бой с любыми существующими истребителями противника на равных условиях.

Взаимозаменяемость многих агрегатов с семейством самолётов Су-27 упрощает производство, обслуживание, ремонт и стоимость фронтового бомбардировщика. В ВКС России находится 105 единиц Су-34 и не менее семи единиц Су-34М по состоянию на 2023 год.

Для огневого поражения РЛС систем ПВО противника Су-34 может использовать ракеты Х-58, X-15П, Х-31П на дальностях до 120–160 километров и Х-31ПД на дальностях 180–250 километров, а также управляемые бомбы КАБ-500-Л и КАБ-1500-Л с лазерными ГСН.

Применяемый для поражения обычными средствами (неуправляемые бомбы, неуправляемые ракеты) прицельный комплекс самолёта обеспечивает точность, сопоставимую с применением дорогостоящего высокоточного оружия.

Такая эффективность применения обычных средств поражения отмечена экспертами НАТО на основе опыта применения Су-34 в Сирии. При этом эксперты НАТО отмечают сравнительно низкую стоимость бомбардировок по сравнению с использованием управляемых бомб. Стоимость бомб типа BGL составляет около 100 000 долларов за единицу, их российский аналог КАБ-500С стоит около трех миллионов рублей, что в среднем втрое дороже обычной бомбы. Скопившиеся в РФ большие запасы обычных бомб, оставшиеся в наследство от СССР, позволяют снизить стоимость высокоточного боевого применения Су-34.

Су-35.© Соцсети
Су-35.© Соцсети

Су-35 (по кодификации НАТО — Flanker-Е+, «Фланкер-Э+») — российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель с управляемым вектором тяги поколения 4++. Разработан в ОКБ Сухого в 2008 году. Су-35 является одним из основных истребителей ВВС России, а также своего рода переходным звеном между истребителями Су-27 и Су-57. Серийный истребитель для ВКС России носит название Су-35С. Произведено 124 единицы на август 2021 года. Стоимость единицы около двух миллиардов рублей.

На Су-35 стоит 30-миллиметровая авиационная пушка ГШ-30-1, боезапас — 150 снарядов: ракеты средней дальности — до двенадцати Р-77-1, до двух Р-27ЭТ; малой дальности — шесть Р-73 (РВВ-МД); большой дальности — четыре Р-37M (РВВ-БД); противокорабельные ракеты — шесть Х-31, Х-35У или две Х-59М; высокоточные боеприпасы — шесть Х-29Т или Х-38Мхх, пять Х-59МК, восемь КАБ-500КР (ОД), три КАБ-1500КР (ЛГ); неуправляемые боеприпасы — шесть С-25 (НАР), шесть С-8.

Су-57 (проектный индекс Т-50, по кодификации НАТО — Felon, «Преступник») — российский многофункциональный истребитель пятого поколения, созданный ОКБ имени П. О. Сухого в рамках комплексной целевой программы «ПАК ФА».

Самолёт разработан для замены тяжёлого истребителя Су-27 в российских ВКС. Произведено до 15 единиц, включая прототипы. Стоимость программы разработки — 60 миллиардов рублей (1,65 миллиарда долларов). Стоимость единицы — 2,236 миллиарда рублей (30 миллионов долларов)

Истребитель оснащён 30-миллиметровой авиапушкой 9-А1-4071К, впервые испытанной в 2014 году. Пушка разработана специалистами тульского КБП. Новое орудие является модернизированным вариантом 30-миллиметровой авиационной пушки ГШ-30-1 (9-А-4071К), производимой с 1980-х годов для истребителей МиГ-29, Су-27 и их модификаций. Также Су-57 получит все новейшие образцы управляемых ракет класса «воздух — воздух» и «воздух — земля» российского производства.

Все эти истребители активно применяются на Украине. Однако в любом случае в реальном бою все будет зависеть не только и не столько от навешанного на самолеты вооружения, сколько от выучки экипажей, которая, как показывает боевая практика, часто компенсирует отсутствие того или иного оружия.

Валерий Агеев, Авиационный инженер, летчик, журналист. Специально для Ridus.ru.