В 60-е годы XX века на заводе МЗМА изготавливался легендарный автомобиль «Москвич-408-Турист», который стал причиной многих слухов и мифов, а связано это с тем, что достоверной информации и документов практически не осталось. Спортивный автомобиль с открытым верхом, роскошный кабриолет – большая редкость в те времена. В СССР автомобиль был своеобразным новшеством, даже посадочных мест было всего четыре: для 2 детей и 2 взрослых. Автомобиль мог бы произвести фурор на рынке своей уникальностью и редкостью.
Массового производства не было, а точное количество автомобилей неизвестно. Есть доводы, что было изготовлено всего около 5-7 экземпляров. Но, как сообщает документация, ей неизвестны 3 другие машины. Есть вероятность, что другие машины были в качестве шасси для испытаний: смена цветов кузова, внутренних деталей, трансмиссий и прочих работ.
Вполне возможно, что авто могло пользоваться большим спросом даже за рубежом, поэтому на заводе были грандиозные планы по выпуску 150 единиц в год. Даже начальство «Автоэкспорта» было заинтересовано в том, чтобы создать «Москвича» спортивной версии с двигателем от Ford Cortina и покорить иностранный рынок!
За последнее десятилетие были попытки создания нескольких реплик «Туриста», но, к сожалению, они далеки до оригинала. Во-первых, это связано с тем, что «Турист» создавался без чертежей. Во-вторых, на машине установлены детали, которые достать сейчас крайне тяжело – это решетка радиатора с широкими горизонтальными прорезями, антенна-радиоприемник с электроприводом, колеса с колпаками и фальшдисками и другие элементы.
К сожалению, нет информации об уникальных прототипах «Туриста». Какова их судьба? Историки предполагают, что все они утилизированы. Автомобили, которые могли бы быть эталоном, легендой советского автопрома остались в забвении, но есть хотя бы небольшая надежда, что где-то в забытом местечке пылится не признаваемый «Турист».