Найти тему
Материк книг

"Купание в пруду под дождем" Сондерса - американец разбирает русскую классику

Взгляд на русскую классику "оттуда" всегда интересен) Здесь:

  • И любопытство: могут ли американцы понять все нюансы загадочной русской души?
  • И новый взгляд: совсем не так, как литературные критики прошлого.
  • И другой подход: нас в школе не так учили)

Джордж Сондерс - писатель, преподает в Сиракузском университете. На примере рассказов русских писателей-классиков разъясняет студентам как удерживать внимание читателя и показывает, что такое хороший и даже гениальный рассказ.

В книге с заманчивым названием "Купание в пруду под дождем" Сондерс разбирает такие произведения:

  • "На подводе", "Душечка", "Крыжовник" Чехова;
  • "Певцы" Тургенева;
  • "Хозяин и работник", "Алеша Горшок" Толстого;
  • "Нос" Гоголя.

Книга объемная, но сами разборы весьма небольшие. Дело в том, что Сондерс приводит все произведения целиком. Т.е. покупая эту книгу, вы, в основном, получаете сборник рассказов русских классиков)

Ну, это понятно, удобно и логично для американцев. Но, думаю, не для русских. Мы можем найти все эти рассказы в два счета и так. Тем более только первый рассказ, "На подводе", Сондерс разбирает по частям. Остальные даны целиком, а далее - пояснения.

Что мне понравилось в книге, так это то, что написана она простым, живым языком. Сондерс лишь слегка касается технической стороны, композиции рассказа. Гораздо больше его интересует то неуловимое, что называется искусством. Как вдохнуть в рассказ жизнь? Как бы сделать так, чтобы все время сохранялась интрига. Что заставляет дочитывать до конца?

Джордж Сондерс
Джордж Сондерс

Сондерс показывает приемы наших классиков и это выглядит логично и заманчиво. Но... все равно не работает, если попытаться написать что-то подобное) Сондерс и сам признает: чутье, интуиция, талант - во многом именно это позволяет писателю выбрать правильную интонацию, остановиться в нужном месте, резко сменить тему, вводить новых персонажей.

Интересно описывает он и процесс писательства. Не только писатель создает текст, но, в дальнейшем, сам текст начинает влиять на писателя, диктовать ему нужные ходы. Это происходит при многократных повторных вычитках и редактировании текста.

Кстати, чистая правда, хоть и звучит безумно) Об этом я читала не раз, например, у Тэффи в воспоминаниях об А. Толстом:

— Работает? — спросила я.
— Работает, — вздохнула Наташа. — Не может кончить. Из редакции торопят, а у него конец не выходит.
И вдруг распахнулась дверь и появился Алеша.
Вид дикий. Голова обвязана мокрым полотенцем, лицо отекло, глаза запухли. Стоит в дверях и бормочет:
— Бабу нужно утопить, а она не топится. Эта дурища не топится.

А Сондерс утверждает, что Каренина у Льва Толстого тоже сначала была гораздо неприятнее, но потом героиня "надиктовала" ему более сложный и интересный вариант)

Дело писателя - не сказать что-то, а порассуждать о чем-то. Сондерс пишет, что, например, Чехов, вроде как даже не имеет своей четкой позиции. В его рассказах герои по-разному смотрят на ситуации, он описывает спорные моменты.

Например, "Крыжовник", - рассказ о сущности счастья (по Сондерсу). Что такое счастье и можно ли его желать? Здесь каждый читатель должен сам ответить на этот вопрос. Дело Чехова - предложить его в такой интересной форме, чтобы читатель задумался.

кадр из фильма Неоконченная пьеса для механического пианино. Эта сцена хорошо передает суть чеховских рассказов, как мне кажется.
кадр из фильма Неоконченная пьеса для механического пианино. Эта сцена хорошо передает суть чеховских рассказов, как мне кажется.

При таком подходе наше излюбленное "что хотел сказать автор" вообще теряет смысл. Видимо, есть авторы, которые хотят что-то сказать. Например, Толстой, склонный к морализаторству. Но, т.к. он большой, даже гениальный, писатель, у него получается настолько сложная картина мира, что сказать что-то одно явно не получается.

В общем, хорошая у Сондерса вышла книга (курс лекций). Во всяком случае, меняет привычный взгляд на знакомые рассказы. Да и вообще о сути писательства и искусства заставляет задуматься. Весьма любопытное чтение.

А здесь мои скромные размышления о чеховских рассказах: