Найти тему

Невредные советы вожатому

Вожатый просто обязан удивлять людей. В лагере масса причин для детского удивления. В.А. Сухомлинский писал: «Наша задача – каждым делом удивить ребенка».

Нужно вожатской работе отдать все: ум, способности, силы, здоровье, годы. И вспоминать ее с удовольствием. Но если от нее не защемит в груди – это была не твоя работа.

  • В лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к товарищам по отряду, к взрослым людям.

Каждый умный и преданный делу вожак способен придумать нечто такое, что другому не сделать. Но это нечто – его личность, неповторимая вожатская судьба.

Хороший вожатый – это тот, у которого больше всего душа болит о том, что нужно детям. И он потому всегда немного мученик.

  • Остров Детства – край, где ничему не верят за глаза, где все предметы и явления пробуют на вкус, на цвет, на запах, ощупывают кончиками пальцев.

Для вожатого особенно важны воображение и запас вдохновения. Вожатый без воображения – ремесленник.

-2

Талант вожатого – это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость.

Вожатый призван выпрямлять детские души. Осенью мы сажаем молодые деревья и подставляем им в качестве опоры крепкий стержень. Для ребенка таким стержнем является вожатый.

Чтобы искать согласие, нужно уважать разногласие.

  • Подлинного мастера-вожатого трудно сбить с ног, он стоит на земле на двух ногах. Другое дело – поденщик. Это цапля, что стоит на одной ноге. А мастер – фигура крепкая. Он защищен собственным делом.

Если диагноз неправильно поставит врач, ребенок умрет. А если вожатый поставит неправильный диагноз – в ребенке может умереть личность.

-3

Воздействуя на ребят, старайся, чтобы они не чувствовали, что их воспитывают.

Творящие дети дурного не натворят.
Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.
Не делай ничего за ребят, делай с ними.

Помни: человек сложен, даже если ему 10 лет.

Научись все видеть и кое-что не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого.

Учи ребят быть не хозяином вещи, а хозяином над вещью.

Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.

Талантливый вожатый всегда ищет, а следовательно, не может не ошибаться.

  • Критикуй ребят не с удовольствием, а с болью.
  • Люби всех детей, а больше всех самых для тебя неприятных.
  • Добрый вожатый – это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот, кто не способен сделать детям зло.
  • Вожатый должен быть с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.

Умей выслушать и услышать каждого ребенка.

Жалок вожатый, лишенный чувства юмора.

Говорят, как пройдет первый день, так и вся смена. Заслуженно хвали ребенка с первого дня до последнего.

Сначала «включай» сердце ребенка, потом голову, а потом руки.

-4

Главная «тропа» вожатого – справедливость.

Помни, серьезное разрушается смехом, смех – серьезным.

Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.

Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе.

Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.

-5

Развивай в себе незаурядность: дети не любят «пирожков ни с чем».

Не будь занудой, не ной и не паникуй: лучше трудно, чем нудно.

Старайся ничему не учить ребенка напрямую – учись сам.

Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.