Найти тему
Пахомов Петр

Дети Каина

Иувал дает концерт
Иувал дает концерт

В среду второй седмицы книга Бытия рассказывала нам ещё о некоторых интересных и важных персонажах. Начинается это чтение с удаления Каина от лица Божия и вселения в землю Наид прямо от Едема, что в русском переводе принимает вид в землю Нод на востоке от Едема. Там он женился. Примечательно, что Священное Писание впервые сообщает о женщине и о браке. Свт. Иоанн Златоуст пишет: "Сделавшись уже смертными, люди, естественно, всячески заботились о рождении детей. Но, может быть, спросит кто: как это, когда Писание нигде не упоминает о другой женщине, Каин имел жену?" И сам же легко дает ответ, очевидно, что после Каина и Авеля Ева родила еще и дочь о которой не сообщалось. Конечно, найдутся те, кто потребуют гендерного равенства: мол, надо бы о женщинах сообщать. Но Библия сама находит для себя темы, чтобы мы улавливали главное. Толковали пишут, что он женился на родной сестре и это не было нарушением закона и "девственная природа была тогда сильна, и супружество родных не могло иметь нынешних пагубных последствий, каковы бесплодие, рождение уро­дов, тупоумных, глухонемых". и как бы в доказательство последнего Библия сообщает не только имена потомков Каина, но и дает подробное описание детей Ламеха, его праправнука и их профессий. Иавал - родоначальник пастухов-кочевников, Иувал -всех музыкантов (играющих на гуслях), Тувалкан - ковач и, наконец, Ноема (приятная, красивая) изобретательница женских нарядов и украшений. С самим же Ламехом не все ясно. Очевидно, он был первым многоженцем, с точным описанием своих жен. Писание сохранило речь, с которой он обратился ко своим женам: «Рече же, – сказано, – Ламех своим женам: Ада и Селла, услышите глас мой жены Ламеховы, внушите моя словеса: яко мужа убих в язву мне и юношу в струп мне. Яко седмицею отметися от Каина, от Ламеха же седмьдесят седмицею». Это, вероятно, можно считать не только признанием в совершенных преступлениях, но и моментальном судом при нем. Ламех считает, что наказание за его убийство должно быть больше чем за Каина и должно составлять 77. Всякий убийца боится быть подвергнутым тому же самому. Вряд ли можно предполагать в то время целенаправленных мстителей - это духовная болезнь. Хотя можно предположить, как ниже протоиерей Георгий,и похвальбу: "Если Каину сошло, то и мне сойдет даже групповое убийство". Даже если при этом он и не совершал группового убийства.

Интересно и другое, Каину было обещаны трудности в земледелии "когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя", то вполне ясно, так он занимался возделыванием земли и дар его Богу не был принят и потомки начинают преуспевать в животноводстве, других производствах. Златоуст о проклятии от земледелия: "Поэтому Бог и говорит ему: «проклят ты от земли». Проклят, т.е. будешь от той самой земли, «яже разверзе уста своя прияти кровь брата твоего от руки твоея» (Быт.4:11). Проклят будешь той самой землей, которая обагрилась кровью, пролитой так злодейски и такой нечестивой рукой. Затем Божественное Писание, яснее определяя проклятие, говорит: «егда делаеши землю, и не приложит силы своея дати тебе». На сем родословие Каина кончается, как говорят толкователи, Священное Писание заслуженно, точно и подробно дает родословие праведников, наследников греха схематично, самое необходимое. Очевидно, потомки Каина могут себя заслуженно считать двигателями прогресса. Авель и схожие с ним праведники могут только возделывать землю,благодаря Богу и ни в чем не испытывая нужды. Грешники неугомонны в поисках совершенства. "Тело из слуги постепенно становится господином, а его потребности становятся самодовлеющими. Для решения этих задач бунтующему человеку весьма потребны науки и ремесла, то есть открытие Тувалкаина приходится весьма кстати. А что же душа богоотступника? Она, во-первых, порабощается телу и служит ему всеми своими чудными богоданными способностями. Во-вторых, в ней царствуют греховные страсти, среди которых одна из главных – желание возвышения и власти над своими собратиями. Для удовлетворения этой страсти изделия из металлов также очень полезны, и недаром некоторые толкователи объясняют похвальбу Ламеха своей безнаказанностью во грехе (Быт. 4:23–24) надеждой на изобретение своего сына Тувалкаина". Протоиерей Георгий Нейфах (1952-2005) "История взаимоотношений науки и религии".