Найти в Дзене
Psychology of love

Окончательно и бесповоротно - весна ❣️

Цвет настроения - синий 💙 на выставке Игоря Грабаря

В гостях у знакомой художницы наблюдала как она накладывает синий фон на холст ⬆️ и как бы теоретически готовилась к посещению выставки Игоря Грабаря в Третьяковской галерее. Что особенно уникально в творчестве этого художника?

✅ Игорь Эммануилович Грабарь мог посвятить свою жизнь загранице - он успешно работал в Мюнхене в школе Антона Ажбе. Тем не менее приехал в Советскую Россию, чтобы стать ангелом-хранителем ее поруганных икон.

✅ По его инициативе была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова». В 1917 году была осуществлена инвентаризация всего собрания и издан каталог галереи с новыми атрибуциями каждого экспоната.

✅ Несмотря на колоссальную занятость, созданию Союза деятелей московских художественных хранилищ, реставрационных мастерских он продолжал принадлежать искусству!

✅ Личная судьба тоже была сурова - у любимой супруги Игоря Грабаря начались проблемы с психикой. Двое детей и муж были брошены - таков итог ее побега в сильном расстройстве. Игорь Эммануилович ничего не мог поделать с судьбой умалишенной, но свою судьбу вновь устроил, своих детей спас. Как известно, он женился вновь на родной сестре первой супруги Валентины Мещериной. Мы знаем о двух племянницах мецената Николая Мещерина именно по работам Грабаря.

✅ Наконец, Игорь Грабарь был с 1921 года профессором моего родного Московского университета.

Что ж, с таким теоретическим бэкграундом я пришла в Третьяковку, буквально успела запрыгнуть в последний вагон отходящего поезда - выставка работала до 12-го марта. Первым, кого увидела на входе … двойника Игоря Эммануиловича. Такое уже не раз бывало со мной, я фиксировала на камеру очень похожих людей на выставках.

Двойник Игоря Грабаря
Двойник Игоря Грабаря

Итак, в серую и сырую недовесну, как часто повелось в Москве, я пришла окунуться в лазурь и бриллиантовый иней на березках Грабаря. Считаю этого художника олицетворением русской живописи моей родины. Просто и без пафоса, словно деятель эпохи Возрождения, он спасал русское искусство и находил отдых также в труде, на плэнере.

✅ Очень важная черта в деятельности Грабаря: вместо палитры он порой замешивал краски на холсте, его живопись многомерна. Зачерпывал кистью несколько цветов, наносил на картину.

Получалось невероятное смешение красок и созвучных цветов, можно рассматривать эти дружно выстроенные мазки,

подчёркивающие направления движения в картинах. Сочетания масляных цветов и оттенков, тщательно и свободно расположеных так близко, что можно

разглядеть, как состоящие из них мазки будто соперничают друг перед другом в мастерстве. В картины Игоря Грабаря можно вглядываться и поглощать словно ароматное варенье из своего детства❣️

Перед зрителем откроются все сезоны - чувствуешь будто стоишь на заснеженном крыльце, или думаешь о лете среди цветущих дельфиниумов всех сине-голубых оттенков. Видимо, у Грабаря был также как у Пикассо сине-голубой и розовый период.

«Февральская лазурь» во всей своей красе
«Февральская лазурь» во всей своей красе
Сёстры Мещерины
Сёстры Мещерины
Не забыть эти «Незабудки»
Не забыть эти «Незабудки»
-5

КАК ДОБИВАЛСЯ ХУДОЖНИК восторженной лазури? Ведь его картины полны восторга от солнечного морозного

дня.На фоне яркого синего неба сияют ветки белоствольных берёз. Видятся тончайшие переходы от бледно-голубого до насыщенно-синего цвета неба. Общий тон картин «голубого периода» - бирюзово-золотистый. Художник убедительно передает солнечный морозный зимний день.

СЕКРЕТ МАСТЕРСТВА ГРАБАРЯ: Свои лазурные картины художник писал не в мастерской, но, как настоящий импрессионист, под открытым небом,

стойко перенося февральский мороз.

Он выкапывал в снегу траншею, располагал в ней мольберт, чтобы оказаться ниже горизонта и захватить

как можно больше небесного пространства.

В среднем Игорь Грабарь работал над одним полотном около двух недель. Как к родным приходил к своим березкам. И добивался своего: удивительного лазурного неба, лучезарного настроения природы в ожидании весеннего пробуждения.

В течение всего февраля, марта и половины апреля я переживал настоящий живописный запой, с утра до вечера, пока еще светло, работая на натуре. Меня очень заняла тема весеннего, мартовского снега
осевшего, изборожденного лошадиными и людскими следами, изъеденного солнцем. В солнечный день в ажурной тени от дерева на снегу я видел целые оркестровые симфонии красок и форм, которые давно меня уже манили… Пристроившись в тени дерева и имея перед собой перспективу дороги, которую развезло, и холмистой дали с новым срубом, я с увлечением начал писать. Закрыв почти весь холст, я вдруг увидел крестьянскую девушку в синей кофте и розовой юбке, шедшую через
дорогу с коромыслом и ведрами. Я вскрикнул от восхищения и, попросив
ее остановиться на десять минут, вписал ее в пейзаж.

Та самая девушка с коромыслом
Та самая девушка с коромыслом

Мне, в начале марта, была дарована «мартовская лазурь» по дороге домой. Ещё одно приветствие от Игоря Грабаря, после встречи с его двойником. Кстати, я сказала лично этому господину, к его удовольствию, что он - копия художника. А по дороге домой в голове звучала песня «Наш край» как олицетворение творчества художника советского Возрождения.

Игорь Грабарь «Автопортрет»
Игорь Грабарь «Автопортрет»
Вот такая синь неба была после посещения выставки этого светлого художника
Вот такая синь неба была после посещения выставки этого светлого художника
Спасибо за лайк в конце статьи
Спасибо за лайк в конце статьи

Ещё больше материалов по арт-терапии по подписке. Спасибо за лайк в конце статьи ⬇️

Psychology of love