Цвет настроения - синий 💙 на выставке Игоря Грабаря
В гостях у знакомой художницы наблюдала как она накладывает синий фон на холст ⬆️ и как бы теоретически готовилась к посещению выставки Игоря Грабаря в Третьяковской галерее. Что особенно уникально в творчестве этого художника?
✅ Игорь Эммануилович Грабарь мог посвятить свою жизнь загранице - он успешно работал в Мюнхене в школе Антона Ажбе. Тем не менее приехал в Советскую Россию, чтобы стать ангелом-хранителем ее поруганных икон.
✅ По его инициативе была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова». В 1917 году была осуществлена инвентаризация всего собрания и издан каталог галереи с новыми атрибуциями каждого экспоната.
✅ Несмотря на колоссальную занятость, созданию Союза деятелей московских художественных хранилищ, реставрационных мастерских он продолжал принадлежать искусству!
✅ Личная судьба тоже была сурова - у любимой супруги Игоря Грабаря начались проблемы с психикой. Двое детей и муж были брошены - таков итог ее побега в сильном расстройстве. Игорь Эммануилович ничего не мог поделать с судьбой умалишенной, но свою судьбу вновь устроил, своих детей спас. Как известно, он женился вновь на родной сестре первой супруги Валентины Мещериной. Мы знаем о двух племянницах мецената Николая Мещерина именно по работам Грабаря.
✅ Наконец, Игорь Грабарь был с 1921 года профессором моего родного Московского университета.
Что ж, с таким теоретическим бэкграундом я пришла в Третьяковку, буквально успела запрыгнуть в последний вагон отходящего поезда - выставка работала до 12-го марта. Первым, кого увидела на входе … двойника Игоря Эммануиловича. Такое уже не раз бывало со мной, я фиксировала на камеру очень похожих людей на выставках.
Итак, в серую и сырую недовесну, как часто повелось в Москве, я пришла окунуться в лазурь и бриллиантовый иней на березках Грабаря. Считаю этого художника олицетворением русской живописи моей родины. Просто и без пафоса, словно деятель эпохи Возрождения, он спасал русское искусство и находил отдых также в труде, на плэнере.
✅ Очень важная черта в деятельности Грабаря: вместо палитры он порой замешивал краски на холсте, его живопись многомерна. Зачерпывал кистью несколько цветов, наносил на картину.
Получалось невероятное смешение красок и созвучных цветов, можно рассматривать эти дружно выстроенные мазки,
подчёркивающие направления движения в картинах. Сочетания масляных цветов и оттенков, тщательно и свободно расположеных так близко, что можно
разглядеть, как состоящие из них мазки будто соперничают друг перед другом в мастерстве. В картины Игоря Грабаря можно вглядываться и поглощать словно ароматное варенье из своего детства❣️
Перед зрителем откроются все сезоны - чувствуешь будто стоишь на заснеженном крыльце, или думаешь о лете среди цветущих дельфиниумов всех сине-голубых оттенков. Видимо, у Грабаря был также как у Пикассо сине-голубой и розовый период.
КАК ДОБИВАЛСЯ ХУДОЖНИК восторженной лазури? Ведь его картины полны восторга от солнечного морозного
дня.На фоне яркого синего неба сияют ветки белоствольных берёз. Видятся тончайшие переходы от бледно-голубого до насыщенно-синего цвета неба. Общий тон картин «голубого периода» - бирюзово-золотистый. Художник убедительно передает солнечный морозный зимний день.
СЕКРЕТ МАСТЕРСТВА ГРАБАРЯ: Свои лазурные картины художник писал не в мастерской, но, как настоящий импрессионист, под открытым небом,
стойко перенося февральский мороз.
Он выкапывал в снегу траншею, располагал в ней мольберт, чтобы оказаться ниже горизонта и захватить
как можно больше небесного пространства.
В среднем Игорь Грабарь работал над одним полотном около двух недель. Как к родным приходил к своим березкам. И добивался своего: удивительного лазурного неба, лучезарного настроения природы в ожидании весеннего пробуждения.
В течение всего февраля, марта и половины апреля я переживал настоящий живописный запой, с утра до вечера, пока еще светло, работая на натуре. Меня очень заняла тема весеннего, мартовского снега
осевшего, изборожденного лошадиными и людскими следами, изъеденного солнцем. В солнечный день в ажурной тени от дерева на снегу я видел целые оркестровые симфонии красок и форм, которые давно меня уже манили… Пристроившись в тени дерева и имея перед собой перспективу дороги, которую развезло, и холмистой дали с новым срубом, я с увлечением начал писать. Закрыв почти весь холст, я вдруг увидел крестьянскую девушку в синей кофте и розовой юбке, шедшую через
дорогу с коромыслом и ведрами. Я вскрикнул от восхищения и, попросив
ее остановиться на десять минут, вписал ее в пейзаж.
Мне, в начале марта, была дарована «мартовская лазурь» по дороге домой. Ещё одно приветствие от Игоря Грабаря, после встречи с его двойником. Кстати, я сказала лично этому господину, к его удовольствию, что он - копия художника. А по дороге домой в голове звучала песня «Наш край» как олицетворение творчества художника советского Возрождения.
Ещё больше материалов по арт-терапии по подписке. Спасибо за лайк в конце статьи ⬇️