В наше время самым большим пожарным вертолётом в России (да и во всём мире) является Ми-26ТП, впервые поднявшийся в воздух в 1994 году. Однако в СССР это звание принадлежало другому вертолёту - Ми-6ПЖ.
Первая пожарная версия Ми-6 была создана в 1967 году. Внутри вертолёта установили бак на 12 тонн воды, которую Ми-6ПЖ мог забирать на висении с помощью специального устройства. Слив воды осуществлялся через горловину в задней части фюзеляжа. Кроме того? Ми-6ПЖ мог доставлять к месту пожара шесть мягких баков на 1,5 тонны каждый, перевозимых на внешней подвеске.
В отличие от транспортной версии, пожарный Ми-6 не имел крыльев. Преимущества крыла в первую очередь проявлялись в горизонтальном полёте, а вот в режиме висения крыло начинало "съедать" тягу несущего винта (не говоря уже о весе крыла почти в 800 кг). А поскольку пожарные вертолёты чаще всего эксплуатируются именно в режиме висения, от крыла было решено отказаться.
Жизнь первой версии пожарного Ми-6 оказалась недолгой и уже 6 августа 1967 года вертолёт потерпел катастрофу во Франции. В окрестностях Марселя тогда бушевали лесные пожары и руководство Франции обратилось к СССР за помощь. Вертолёт тушил пожар неподалёку от коммуны Ле-Ров и зацепил склон горы хвостовой балкой, которая от удара переломилась (по другим данным это случилось после столкновения с линией электропередач). Потерявшая управление машина врезалась в землю и сгорела. В катастрофе погибли 9 человек, в том числе Герой Советского Союза лётчик Юрий Гарнаев.
Вторая версия пожарного Ми-6 под обозначением ПЖ2 появилась в 1971 году. Главным отличием от первого вертолёта здесь стал лафет, установленный в носовой части. Лафетом с помощью специального штурвала управлял штурман.
В открытых источниках содержится информация, что Ми-6ПЖ2 стал серийной машиной и в этой модификации летало несколько вертолётов. Однако есть основания полагать, что сохранился всего один вертолёт с б/н 41 (жёлтый), запечатлённый на редких исторических снимках. Этот Ми-6 находился в составе поисково-спасательной службы 113-го отдельного вертолётного полка, базировавшегося в городе Троицке Челябинской области. В 1991 году году этот вертолёт стал экспонатом центрального музея ВВС в Монино, где находится и поныне.
***
Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.
Материалы по теме:
Советский "Чинук": история единственного сохранившегося вертолёта Як-24
Кладбище самолётов в "Домодедово": судьба самолётов
Судьба самолёта: история последнего выпущенного Ту-22М3
Последнее пристанище советских самолётов в "Шереметьево"
Судьба самолёта: история Ту-144, летавшего для NASA
Больше Ми-26: вертолёт-гигант В-12
Русская "Валькирия": история бомбардировщика за миллиард советских рублей