Найти тему
Иерей Георгий Максимов

Почему вторая неделя Великого поста посвящена святому Григорию Паламе?

Это логичное продолжение того, на что указывала первая неделя великого поста, посвященная Торжеству Православия. Как известно, это празднование установлено в честь торжества надо ересью иконоборчества, и вот после иконоборческих споров уже в четырнадцатом столетии возникли богословские споры, в которых святитель Григорий Палама смог отстоять исконно православное учение от ложных учений и ересей. Так что здесь можно видеть и хронологическое преемство, но кроме этого усматривается и более глубокое значение, связанное с учением которое отстаивал святой Григорий. Это непосредственно соотносится с тем чем для нас является Великий пост.

Великий пост это возможность для христианина мобилизовать свою духовную жизнь и с помощью аскетического усилия приблизиться к Богу. Наша цель состоит в соединении с Богом, для христиан Господь открыл такую возможность, и вот именно это защищал святитель Григорий Палама.

Всем нам или знакомо слово «благодать». Что под этим подразумевается? Люди светские этим словом обозначают просто некое хорошее состояние, а христиане понимают его более глубоко - как действия вот нетварной энергии Божией на человека. Святитель Григорий Палама объяснял это через то, что случилось с апостолами на горе Фавор, когда Господь Иисус Христос поднял троих апостолов вместе с Собой и они увидели как Он просиял. То, что с ними случилось, произошло не только для них. Не для того это написано, чтобы мы прочитали Евангелие и сказали: «Как повезло этим трем апостолам и как не повезло нам, что мы не оказались в их числе!» Нет, мы можем оказаться в их числе! То, что Господь открыл для них, открыто для всех истинно верующих Его учеников - членов Его истинной Церкви, Православной.

Вы помните, что тогда апостол Петр сказал: «хорошо нам здесь быть», и притом настолько хорошо, что он не хотел чтобы это прекращалось, поэтому даже предложил поставить палатки, чтобы и не уходить. Настолько он испытывал это состояние благодати Божией. И то, что Господь показал им свет, когда Он просиял перед ними, через это Он открыл для них то, кем Он являлся всегда. И этот свет для их глаз был видимым проявлением той же самой нетварной энергии, то есть, благодати, и через это они ощутили прикосновение Бога к себе. Конечно это переживалось ими как блаженство, то есть, счастье. Вот это очень важно для Православной Церкви - что мы можем не просто думать о Боге, но можем прикоснуться к Богу и Бог может прикоснуться к нам. Сама по себе эта тема касания очень важна, как об этом писал святитель Николай Сербский: «Восток всегда верил в прикосновение больше, чем Запад, а это значит, что он верил больше в близкое касание человека с человеком, души с душою и Бога с человеком, чем в голое слово».

Если отбросить все, о чем говорил святитель Григорий Палама, то тогда окажется, что мы можем лишь интеллектуально думать о Боге, но никогда не сможем пережить соприкосновение с Ним и причастие Ему. И вот святитель Николай указывает, что стремление в Православной Церкви целовать святые иконы, крест, мощи, это как раз таки проявление желания прикосновения - через прикосновение к святыне прикосновение к Богу. И он указывает что также это обоюдное движение, - с другой стороны Господь наш тоже желает нас коснуться. И вот святитель пишет: «Прикосновением Христос исцеляет всех, кто Ему верит и любит, прикосновением Он совершил спасение рода человеческого, не гнушался прикоснуться к мертвому телу человеческому, не стыдился как Бог и Сын Божий и Сам облечься в тело, ходить в теле, общаться с людьми». И само по себе Боговоплощение он описывает как «наичудеснейшие и спасительнейшее соприкосновение вечного Бога с миром телесным, материальным… и вот Он оставил нам завет чтобы никогда мы не прекращали наше прикосновение к Нему».

И если мы перейдем к тому, что писал святитель Григорий то мы увидим эту же тему, когда он писал, что «всякое единение возможно через касание», то есть, прикосновение. А ведь наша цель - именно единение с Богом, это отличает христианство там от ислама, иудаизма и других религий, где человек здесь сидит, а Бог - там вдалеке, и ты в лучшем случае просто делай то, что Он тебе сказал, и тебе будет хорошо, - но между человеком и Богом непреодолимая стена. Как раз христианство говорит о том, что Бог эту стену для нас разрушил, и возможно не только наше освобождение от греха, что уже само по себе великая милость, но возможно наше единство с Богом, наше прикосновение, касание. И вот святитель Григорий пишет, что «всякое единение через касание осуществляется: чувственное - в чувственном, умное - в умном, поскольку есть единение с теми воссияниями, то возможно и касание, а именно умное, вернее, духовное касание человека и Бога, а сущность Бога неприкосновенна сама по себе».

Мы не можем быть причастниками самой сущности Божией, она непознаваема, но через энергии Божии это возможно. Слово «энергия» дословно переводится с греческого языка как «действие», то есть, можно сказать, что это Бог. обращенный к миру, к Своему созданию. И это не что-то новое, принесенное святителем Григорием! Это то, о чем мы читаем с древности - Неопалимая Купина, свет, которым сияло лицо Моисея, свет, который увидел апостол Павел на пути в Дамаск, а свет, который видели наши святые, свет, который преподобный Серафим Саровский показал Мотовилову, - это все тот же свет Божией благодати – нетварный. В этом была суть споров, потому что тогдашние еретики говорили, что свет на Фаворе и в других местах этот был чудесным, но все-таки тварным. Вот как у нас здесь лампа, например, светит вот тварным светом, и благодать Божия по их мнению была тварная. Но если мы скажем что благодать Божия – тварная, и свет, которым просветился Христос на Фаворе.ю был тварным, то это значит, что мы не соединяемся с Богом, не можем прикоснуться к Нему, Он так и остается для нас недостижимым. Тогда получается, что касание с благодатью Божией ничем принципиально не отличается от касания, например, к этому стакану, который тоже тварный. Получается, что благодать – это часть тварного мира и касаясь, ее мы не касаемся Бога, мы опять оказываемся с той стороны пропасти, которая нас отделяет от Бога. Вот эту ересь опроверг святой Григорий Палама.

На мой взгляд это очень важно для нас, так как объясняет, к чему мы устремляемся, в том числе и с помощью Великого поста. Мы можем прикоснуться к самому Богу! Господь может прикоснуться к нам и это крайне важно. Наше единство с Богом это не что-то, что мы сами себе напридумывали, а то, что может реально произойти и реально происходило в жизни наших святых.