Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в этом году отметит свою 22-ую годовщину со дня введения. ЕГЭ подвергается критике. Но критика идет либо от глупых людей, не понимающих зачем он существует и как работает. Либо от преподавателей вузов, которые мечтают вернуть старую коррупционную систему. До ЕГЭ у вузов была монополия на подготовку детей к поступлению. Университеты зарабатывали на своих курсах, а преподаватели - на репетиторстве. Вернуть старую систему - значит вернуть высокие коррупционные риски, а заодно резко сократить образовательную мобильность внутри регионов. Пока альтернативы ЕГЭ я не вижу, несмотря на все недостатки этого экзамена. Учителя и ученики уже привыкли к ЕГЭ - система тонко настроилась. Не нужно ее ломать, дайте школе спокойно поработать хотя бы несколько лет без потрясений, — заявила Российской газете директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко.
Более того, за прошедшие годы изменилась и сама система ЕГЭ. Начнем с того, что никакой угадайки, как об этом думают обыватели, на ЕГЭ уже давно не существует. Если вы не верите, то попробуйте сдать пробный ЕГЭ сами (демонстрационный вариант есть на сайте Федерального института педагогических измерений).
Кроме того, ЕГЭ — это социальный лифт, который позволяет детям из отдаленной провинции поступать в самые престижные московские вузы, не по протекции и блату, как это было раньше, не за дипломаты с деньгами, как это было в 90-ые годы, а исключительно благодаря своим знаниям. Вы удивитесь, как много нужно анализировать, приводить аргументов, в общем, включать мозги и показывать реальные знания. Но некоторые изменения в системе ЕГЭ все-таки возможны, связаны они с цифровизацией системы образования. Так, все достижения школьников, участие в олимпиадах, оценки и многое другое будут фиксироваться в его цифровой биографии, начиная уже с четвертого класса, а поступать в вузы можно будет по системе личных портфолио.ЕГЭ в это десятилетие будет приобретать новую форму. К 2030 году мы увидим совершенно другую процедуру, это связано с цифровизацией. За что нас раньше критиковали? Что многие способности детей через ЕГЭ просто невозможно оценить. Сейчас мы на пороге того, чтобы в течение пяти-десяти лет уже начать объективно оценивать не только знания того или иного школьного предмета, но и другие достижения: креативность, творческие, спортивные способности ребенка и так далее, — отметили в Рособрнадзоре. Откуда же вновь пошли нелепые слухи об отмене ЕГЭ? Отправной точкой этого стало послание Владимира Путина Федеральному собранию. При этом, сам российский лидер ни слова об отмене ЕГЭ не сказал. Он заявил только о реформе высшего образования, и в частности, затянувшегося эксперимента, связанного с так называемой Болонской системой. Впрочем, сама эта система также достаточно эффективна. Другой вопрос, что в Минобразовании РФ вводили лишь отдельные элементы Болонской системы, скрестив ее со старой советской системой подготовки студентов. В итоге, получился жуткий монстр, который просто не мог эффективно работать по причине кардинальной несовместимости двух систем. Сейчас принято решение о возвращении к старой советской системе подготовки студентов. Но при этом, еще раз подчеркнем, никто и никогда не ставил вопрос об отмене ЕГЭ. Более того, система ЕГЭ применяется практически во всех странах мира, она достаточно хорошо показывает реальные знания выпускника школы. Другой вопрос, эти самые реальные знания российских школьников чрезвычайно низки. Но к этому система ЕГЭ не имеет никакого отношения.