Ответ на этот вопрос отчасти кроется в расшифровке аббревиатуры: ТНВД – топливный насос высокого давления. То есть, его используют для подачи топлива в камеры сгорания двигателя под высоким давлением.
Применяется ТНВД на дизельных движках. Это обусловлено спецификой устройства их топливных систем: в отличие от бензиновых двигателей, где горючая смесь готовится в карбюраторе, а затем подается в цилиндр для сжатия, в дизелях ее смешивание происходит именно в цилиндре. И, чтобы подать в него топливо, необходимо использовать высокое давление, так как это происходит в момент сжатия воздуха, поступившего ранее в цилиндр.
Давление нужно поддерживать на протяжении всей работы двигателя, начиная с момента его запуска. Кроме того, ТНДВ отвечает за дозировку топлива, подаваемого в цилиндр, которая изменяется в зависимости от нагрузки на двигатель. Поэтому, правильная и безотказная работа дизеля во многом зависит от технического состояния топливного насоса.
Принципиальное устройство ТНДВ.
Основу их конструкции составляют поршень и втулка, объединенные в плунжерную пару, создающую высокое давление за счет прецизионного сопряжения, которое характеризуется маленьким зазором между конструктивными элементами.
Виды ТНВД.
Важным вопросом в разговоре о ТНВД является различие в их видах.
Если не вдаваться в конструктивные особенности схем ТНВД и типов впрыска топлива, то можно их разделить на две большие группы:
• Механика;
• Электроника.
Понятно, что дозировка и момент впрыска топлива в двигателях с первым видом топливных насосов регулируется и определяется механическим путем. Во втором виде за эти процессы отвечает электроника.
Каждый вид имеет свои и достоинства, и недостатки, но сегодня количество двигателей с электронными ТНВД значительно превышает механику. И для этого также есть свои причины, о которых пойдет речь ниже.
Плюсы и минусы механических ТНВД.
Среди недостатков механического ТНВД:
• Пониженное давление впрыска;
• Увеличенный расход горючего, связанный с неточностями в дозировке;
• Повышенный выброс отработанных газов в атмосферу.
Последнее и стало одной из главных причин вытеснения механики электроникой: выброс вредных веществ, при работе механических ТНДВ, сложно привести в соответствие современным экологическим требованиям. Это связано с не точностью дозировки топлива и нестабильностью его сгорания.
Вместе с тем, механика «боится» не качественного топлива, которое может стать причиной ускоренного износа узлов ТНДВ и его поломки.
К достоинствам механических ТНДВ относят:
• Длительный срок службы;
• Надежность;
• Независимость от бортовой электроники авто.
Достоинства и недостатки электронных ТНДВ.
В принципе, плюсы и минусы ТНВД на электронике вытекают из достоинств и недостатков механики.
Достоинства насосов с электронным управлением:
• Малая зависимость от качества топлива;
• Стабильная работа двигателя, связанная с усиленным контролем его нагрузки и режима;
• Пониженный расход горючего вследствие более точной его дозировки и полноты сгорания;
• Повышенный КПД;
• Возможность повлиять на количество вредных выбросов в атмосферу путем внедрения новых технологических и конструктивных решений.
Основной минус таких ТНДВ – зависимость от бортовой электроники автомобиля, неисправности которой ведут к нарушениям или отказам в работе двигателя.
Типы ТНДВ.
Еще одно важное различие – по типу впрыска: насосы непосредственного действия и аккумуляторные.
ТНДВ отличаются и по схеме подачи топлива. Они бывают рядными, распределительными и магистральными.
Неисправности ТНВД.
Диагностировать неисправности насоса можно по разным признакам:
• Авто хуже набирает скорость;
• «Дымят» выхлопные трубы;
• Течет топливо;
• Работа двигателя неровная;
• Расход горючего заметно увеличивается;
• ТНДВ издает непривычный звук;
• Мотор слабо набирает обороты и др.
Наиболее частая причина происхождения этих признаков – износ или поломка деталей ТНВД. В этом случае, естественно, необходима их замена, которую должен производить опытный специалист.
Но причины могут быть и другие:
• Завоздушивание;
• Попадание воды;
• Неправильная регулировка и пр.
Устанавливать истинную причину нужно на станции техобслуживания, а настройку топливной системы производить на стенде.
Применение ТНВД в бензиновых двигателях.
Кроме дизелей, ТНВД используют в бензиновых двигателях с инжекторной системой впрыска топлива. Здесь, в отличие от карбюраторных движков, впрыск топлива осуществляется в поток воздуха, для чего требуется создать давление.
Топливные насосы высокого давления инжекторного двигателя располагается в бензобаке или за его пределами.
Они могут быть двух типов:
• Ротационный;
• Лопастной центробежный.
Давление в инжекторном двигателе, меньше дизельного. Здесь можно использовать системы моновпрыска, когда один и тот же инжектор работает со всеми цилиндры. Но такую систему не часто используют в современных авто. На ее место пришел впрыск распределенный, когда все цилиндры работает со своим инжектором.
Топливный насос, безусловно, сложный и ответственный элемент в конструкции авто.