Найти тему
СОТ О СУОТ

Внимание! Или зачем мы устанавливаем запреты

Мужчина, который может спокойно вести машину одновременно целуя красотку, просто не уделяет поцелую должного внимания. ©Альберт Эйнштейн
Мужчина, который может спокойно вести машину одновременно целуя красотку, просто не уделяет поцелую должного внимания. ©Альберт Эйнштейн

Привет народ, с вами СОТ!

Как-то на одной из встреч с руководителями был поднят вопрос увеличения доли рынка компании в своем сегменте, а также рассматривались способы достижения этой цели с текущими людскими ресурсами. Завязались дебаты по поводу обучения и развития компетенций мультизадачности, что должно было, по их мнению, привести к повышению эффективности работы сотрудников. Подход с развитием мультизадачности тогда сошел на нет, но многие были уверены, что идея интересная и рабочая. А действительно ли это так, ведь сейчас от многих можно услышать, что он/она работает в режиме мультизадачности и многое успевает?

Полагаю, что вы замечаете, как внешний мир нас постоянно отвлекает. Информация растет в геометрической прогрессии, внешняя среда стремительно меняется и сейчас можно с уверенностью считать, что внимание - это основной ресурс современного работающего человека и этот ресурс не безграничен.

Внимание - это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

Нейропсихиатр Тео Компернолле в своей книге «Освободи мозг: Что делать, когда слишком много дел» ссылаясь на многочисленные исследования говорит о том, что человеческий мозг не может выполнять неавтоматизированные (исключение составляют задачи доведенные до автоматизма: например, слушать музыку и заниматься домашними делами) задачи одновременно. То есть, невозможно активно участвовать в конференции и параллельно писать отчет. Когда мы концентрируем внимание на одной задаче, мы отключаемся (или получаем искажённую информацию) от второй задачи, если пытаемся их решать параллельно. Такова особенность работы нашего мозга. Ниже можно самостоятельно проверить это на простом примере (в интернете можно найти множество других задачек на проверку мультизадачности). Постарайтесь сфокусироваться на первой строке и без потери фокуса прочитать строку ниже.

Пример на фокус внимания
Пример на фокус внимания

Очевидно, что мы ее увидим, но как-бы размыто, и для чтения второй строки нам нужно снять фокус внимания с первой. Также автор книги утверждает, что постоянное переключение с задачи на задачу отнимает много энергии и человек в таком режиме устает гораздо быстрее, чем если бы он выполнял те же задачи последовательно. Усталость, как мы уже знаем, является одним из критических эмоциональных состояний, пребывание в котором существенно повышает вероятность получения травмы.

Мультизадачность и запреты как меры управления рисками.

Со своими работниками на инструктажах и отдельных встречах по безопасности труда обсуждаем возможности работы в режиме мультизадачности и виды запретов, которые позволяют результативно управлять рисками получения травм при потере внимания.

🏢Офисная работа

Пока работник сидит на месте, то особенных запретов на мультизадачность мы не устанавливаем. Рекомендуем для эффективной и сосредоточенной работы использовать технику "Pomodoro" и в перерыве пару минут активно побороться с гиподинамией (сделать серию восстановительных упражнений).

Как только офисный работник встает с места, у него появляются запреты или ограничения на мультизадачность в виде правил: передвигаться по офису и смотреть в телефон, документы, тоже правило и на лестницах, поворотах... Те же запреты при взаимодействии с канцелярскими принадлежностями и в кофе-зонах.

🏭Работа на строительных/промышленных объектах

При попадании на территорию другого работодателя, мы устанавливаем запреты на мультизадачность: использование телефонов, наушников, изучение документов, консультирование клиентов находясь в зоне работы техники, механизмов и машин запрещено. Те же запреты, если сотрудник сам управляет объектом повышенной опасности (например, управляет автомобилем). Сотрудник должен держать в фокусе внимания опасные объекты на территории клиентов и периодически перемещать взгляд для получения обновленной информации (тоже особенность работы мозга: не смотрю, значит не обновляю информацию - не вижу происходящих изменений вокруг).

Все вышеперечисленные запреты прописаны в инструкциях по охране труда и золотые/жизненно важные правила безопасности (они также служат основой для руководителей при проведении первичных/повторных инструктажей), которые мы периодически уточняем вместе с сотрудниками. Также в рамках инструктажей, мы помним про подход к мотивации сотрудников: хочешь, чтобы делал - хвали и поощеряй, а хочешь, чтобы не делал - запрещай и наказывай за неисполнение.

❓Что вы запрещаете своим сотрудникам для ограничения их работы в режиме мультизадачности? Поделитесь в комментариях и/или в канале "СОТ О СУОТ".