Найти тему
Beauty&Mind

«Аптечная косметика». Уловка маркетологов и... ничего личного

Оглавление

Замечательно-примечательное детище белоруской косметической промышленности, которая, как известно, впереди СНГ всего, я прихватила во всем известной торговой сети. В магазин зашла за сковородкой, но удержаться, и не добавить в чек средство с надписью «продается в аптеке» (когда я стою в магазине), никак не могла.

Честно признаюсь, сковорода меня до сих пор радует, а коробочка с кремом больше месяца ждала своего часа — а именно, того момента, как удостоится чести стать чуть ли не главной героиней публикации.

Думаю, вы уже догадались, что сегодня речь пойдет о косметике, которую мы привычно именуем «аптечной».

Стоит ли ей доверять больше, чем «магазинной», или все эти баночки-тюбики одного поля ягоды? В том смысле, что эффективность-то одинакова?

Давайте разберемся!

Маркетинг и ничего личного

-2

Продавать товары надо. Учитывая, что ниша косметических средств — не бесконечная, и каждый год на рынок выходят даже не десятки, а сотни новых брендов и тысячи продуктов, каждому производителю хочется себя индивидуализировать.

Впрочем, это не только желание, это жесткая необходимость. Если ты не расскажешь (или не внушишь) покупателям, почему ты — лучший, то кто твои средства будет покупать?

Продажа в аптеках и позиционирование себя как «фармацевтической марки» один из весьма эффективных способов ненавязчиво сказать — мы лучше! Наш анти-эйдж крем самый антиэйджный, а лосьон от прыщей — самый очищающий! Наши товары продаются в аптеках!

-3

В России до сих пор к аптекам относятся с пиететом. Мы идем туда за лекарствами и уверены, что фармацевт плохого не посоветует.

И к товарам, продаваемым в аптеке относимся по привычке как к лекарствам, то есть, косметику, выставленную на аптечной полке, по умолчанию считаем более действенной.

Лечебной.

Так ли это?

-4

На самом деле, далеко не всегда. Качество и эффективность продаваемой в аптеке косметики всегда зависит от тех же факторов, что и у марок, реализуемых в магазинах.

Особой разницы между аптечной и магазинной именно косметикой — нет. Прошу обратить внимание на словосочетание «именно косметика».Потому что в аптеке могут реализовываться как изделия медицинского назначения, так и другие товары, в случае с косметикой — это категория «парфюмерно-косметической продукции».

К изделиям медназначения предъявляют очень высокие требования — они проходят многочисленные проверки их действенности и качества (технические, токсикологические — для изделия, использование которого предполагает наличие контакта с организмом человека — клинические). Кроме того, производитель обязан подтверждать эффективность и безопасность своих товаров для здоровья людей.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (статья 38. Медицинские изделия) так определяет значение понятия «изделие медицинского назначения»:

Медицинские изделия — любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

Косметическая же продукция подпадает под действие совсем иного закона.

Во-первых, она имеет совсем другое определение

Под парфюмерно-косметическими товарами понимают препараты или средства, предназначенные для нанесения (с помощью вспомогательных средств или без них) на разные части человеческого тела (кожу, волосяной покров, ногти, губы, зубы, слизистую рта и др.) с единственной или главной целью их очищения, придания приятного запаха, изменения их внешнего вида и/или коррекции запаха тела, и/или их защиты или сохранения в хорошем состоянии.

Из которого, вытекает «во-вторых», а именно — гораздо более мягкие требования к производству, хранению, транспортировке и контролю качества. Соответствие конкретной продукции санитарно-гигиеническим требованиям подтверждает свидетельство о государственной регистрации (СГР), и оформляется оно бессрочно, до вступления в силу изменений в законодательстве.

Никаких доказательств эффективности не требуется.

Сами видите, косметика, даже продаваемая в аптеке, не равна медицинскому препарату. Законодательство не выделяет отдельной ее категории, которая была бы более эффективна, содержала лекарственные средства или еще как-то отличала от продаваемой в магазинах.

-5

Да, многие крупные марки, основоположники «аптечных продаж» позиционируют себя как «дерматологические лаборатории», однако их изделия все равно относятся именно к парфюмерно-косметической продукции и никак не попадают в категорию медпрепаратов с клинически доказанной эффективностью.

ФАС против Л’Ореаль: прецедент, который многое поясняет

Как пример — «дело ФАС против „Л’Ореаль“», когда компания была вынуждена убрать специальные условия реализации косметики «Vichy» и «La Roche Posay» — исключительно через аптеки, в отдельном помещении, консультантом имеющим дерматологическое образование. По словам занимающего тогда место начальника управления по борьбе с картелями ФАС России Александра Кинева, аптечные учреждения предназначены для реализации лекарственных средств, а не парфюмерно-косметических товаров.

Правда, как косметическая продукция продавалась в аптеках, так и продается. Как утверждал тот же Кинев, еще в 2008–2009 годах доля немедицинских товаров при продажах в аптеках составляла около 70 процентов. Сейчас она бывает выше.

Конечно, каждая из нас сама для себя решит, каким маркам и каким торговым точкам стоит доверять.

Но помнить, что не всё в аптеке «обязательно эффективно», а на коробочке можно написать практически что угодно, стоит. И до тех пор, пока законы не будут регулировать разницу - так и будет.

Любите свою кожу и будьте красивы!

Источники

1. Наталия Александрова, «Изделия медицинского назначения и косметические средства» //Фармацевтический Вестник

2. Широкова Ирина «Косметика особого назначения» // Ремедиум. 2011. № 10. URL:

3. Соколова С. В., Лин А. А., Орлов А. С. «Фармацевтический рынок: сегмент косметики» // ПСЭ. 2014. № 4 (52).

4.«ФАС России: Косметика не должна продаваться под видом лекарств» //Фармацевтический Вестник

5.Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

6.Технический регламент таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»