Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова предсказала действия американских властей после банкротства Silicon Valley Bank (SVB) и последовавших за ним пары банков поменьше. Экономист Георгий Остапкович в комментарии для «Слово и Дело» подтвердил прогноз Захаровой и объяснил, почему не стоит слишком сильно радоваться проблемам американской экономики.
Новость о закрытии Silicon Valley Bank пришла еще в пятницу, 10 марта. Крах SVB стал самым крупным для Соединенных Штатов после финансового кризиса 2008 года, а администрация президента США даже пообещала отдельное обращение Джо Байдена, посвященное действиям властей страны для защиты ее банковской системы.
По этому поводу в российском сегменте Интернета немедленно начались спекуляции на тему начала конца Соединенных Штатов. Однако Мария Захарова, в отличие от рядовых россиян, предположила, что американцы попросту включат печатный станок и зальют разгорающийся пожар свежевыпущенными долларами.
С ней согласился директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. В беседе с корреспондентом «Слово и Дело» он отметил, что в любой рыночной экономике всегда возможны какие-то конкретные ошибки со стороны экономических агентов, к которым относятся и крупные предприятия, и крупные банки, и так далее. Такие инциденты происходят регулярно, и далеко не всегда оканчиваются масштабными экономическими потрясениями, поскольку для подобного сценария нужны другие исходные данные.
«Это, конечно, не инцидент, сравнимый с 2008–2009 годом, потому что тогда, в 2008, за ним стоял ипотечный кризис. Сейчас это кризис банка. Достаточно крупного, он входит в двадцатку крупнейших банков США. Это в общем-то серьезный удар. Но пока делать какие-то выводы рано», — заявил Остапкович.
Эксперт отметил, что, хотя в рамках Соединенных Штатов это событие будет иметь определенное деструктивное влияние, вряд ли оно внесет какой-то заметный дисбаланс в мировую экономику. В противном случае мы бы уже увидели падение основных индексов фондового рынка. Такая картина наблюдалась во время начала кризиса 2008 года, но на сегодняшний день и S&P, и Nikkei резких изменений не продемонстрировали. Таким образом, в ситуации с банком SVB виноват не системный кризис, а неудачные действия руководства этого финансового учреждения.
«Для финансовой системы Америки возможна какая-то деструкция. Но американцы, в чем права Захарова, могут потушить этот пожар, печатая деньги. Но пока я не вижу какого-то серьезного недоразумения по данному вопросу. Нет реакции фондового рынка — это раз. И во-вторых, Йеллен заявила, что она спасать этот банк не будет. То есть это нормальный рыночный механизм. Всегда кто-нибудь ошибается, ничего страшного в ошибках нет. Главное — это не повторять старые ошибки снова», — объяснил экономист.
При этом, хотя Америка кажется бесконечно далекой, да еще и заслуживающей наказания свыше за свои действия на международной арене, Остапкович предостерегает от того, чтобы взирать на крах американских банков с мстительным удовольствием. Конечно, непосредственно с Соединенными Штатами у России товарооборот небольшой. Но если кризис в США развернется по максимуму, то пострадают и те рынки, на которые Россия поставляет свои товары. Следовательно, суровый финансовый кризис в США не в интересах России. По крайней мере — пока.
Ранее американист Владимир Можегов рассказал журналу «Слово и Дело», насколько предсказуемым было вручение премии «Оскар» в номинации «лучший документальный фильм».