Найти в Дзене

М.Б.Барклай-де-Толли - создатель первых официальных структур разведки и контрразведки в Российской империи

Не так давно на канале уже была статья о генерал-фельдмаршале М.Б.Барклае-де-Толли, вклад которого в победу в Отечественной войне 1812 года автор считает значительным, но так и не до конца оцененным. Да, разговоры идут, однако все равно - Кутузов...Кутузов...

Но сегодня автор хочет сказать о другой стороне деятельности Михаила Богдановича - о его роли, как организатора военной разведки и военной контрразведки Российской империи, о чем в первой статье сказано совсем-совсем мельком.

Генерал-фельдмаршал М.Б.Барклай-де-Толли (1761-1818). Источник изображения - https://magazin-diplom.ru/доклад-по-теме-барклай-де-толли-михаил
Генерал-фельдмаршал М.Б.Барклай-де-Толли (1761-1818). Источник изображения - https://magazin-diplom.ru/доклад-по-теме-барклай-де-толли-михаил

Разведка существовала и ранее, до начала описываемых событий. Ее первые, скажем так ростки, появились еще в XVI веке.
Еще при царе
Алексее Михайловиче был учрежден Приказ тайных дел, которому, в числе прочего, было поручено и добывать сведения разведывательного характера.
Значение разведки понимал и
Петр I, но создать специальную службу, занимающуюся этим, не смог.

В начале XIX века, при новом императоре
Александре I, резко обострились отношения России с Францией Наполеона Бонапарта. Возникла насущная необходимость в регулярном получении нужной информации, с помощью которой можно было заранее выявить планы французов.

Александр I принимает решение назначить 1 февраля 1810 года военным министром России М.Б.Барклая-де-Толли.
Именно при нем
в 1810 году и происходит очень важное событие - была сформирована "Особенная канцелярия". Стоит обратить внимание - не "Особая", а именно "Особенная".
Работа этого учреждения проходила в условиях строжайшей секретности, в отчетах военного министерства никак не отслеживалась, сама канцелярия была в подчинении у военного министра.

Штат сотрудников был совсем небольшим, первым директором стал полковник Андрей Васильевич Воейков. Затем его сменит тоже в то время полковник Арсений Андреевич Закревский -

Слева - генерал-майор Андрей Васильевич Воейков (1778-1825).
Справа - генерал от инфантерии Арсений Андреевич Закревский (1783-1865). Источник изображения - https://tn.fishki.net/26/upload/post/201508/31/1646541/600x339x004jpgpagespeedicmgffkrpbv4.jpg
Слева - генерал-майор Андрей Васильевич Воейков (1778-1825). Справа - генерал от инфантерии Арсений Андреевич Закревский (1783-1865). Источник изображения - https://tn.fishki.net/26/upload/post/201508/31/1646541/600x339x004jpgpagespeedicmgffkrpbv4.jpg

Наполеон активно готовился к войне против России. В этих условиях Барклай-де-Толли предложил императору Александру I резко активизировать усилия по сбору сведений о французской армии. Для выполнения этого Михаил Богданович предложил создать отдел, который станет руководить деятельностью русских офицеров, находившихся в составе посольств, ставя перед ними задачи по сбору необходимых сведений. Император одобрил предложения военного министра.

В результате была создана "Секретная экспедиция". Через нее командующим русскими армиями и главам дипломатических миссий за рубежом рассылались указания по сбору сведений разведывательного характера.
Выполняя решение военного министра для сбора таких сведений в командировки за рубежи России были направлены находившиеся на русской службе и отлично себя до этого зарекомендовавшие офицеры: полковник
Тейль ван Сераскеркен - в Вену, полковник Роберт Ренни - в Берлин, майор Виктор Прендель - в Дрезден, поручик Павел Граббе - в Мюнхен, полковник Александр Чернышов - в Париж, и т.д.
Это были прекрасно образованные и подготовленные офицеры. К примеру, Виктор Прендель знал 5 языков. А Чернышов вообще стал чуть ли не любимцем Наполеона! По официальной версии он был послан, как личный представитель Александра I при Наполеоне.
Чернышов занимался сбором разведывательных данных и был направлен не только для этого, но и для контактов с … самим министром иностранных дел Наполеона
Шарлем Морисом Талейраном! Он уже несколько лет поставлял ценные сведения, сам пошел на контакт, предложив свои услуги лично Александру I в качестве информатора, конечно, совсем не бесплатно.
У Талейрана были псевдонимы
"Красавец Леандр", "Анна Ивановна".

Шарль Морис Талейран (1754-1838). Источник изображения - https://sun9-48.userapi.com/impg/COfOAm5bpoWvMiJnXepfVvxjWCv-oV0u7PFe1w/HH17ZVk4LaI.jpg?size=1024x681&quality=96&sign=87e9d44085e779f6cb300076d43c7902&type=album
Шарль Морис Талейран (1754-1838). Источник изображения - https://sun9-48.userapi.com/impg/COfOAm5bpoWvMiJnXepfVvxjWCv-oV0u7PFe1w/HH17ZVk4LaI.jpg?size=1024x681&quality=96&sign=87e9d44085e779f6cb300076d43c7902&type=album

А в Пруссии целой агентурной сетью русской разведки руководил Юстас Грунер, бывший министр полиции Пруссии.

Помимо всего прочего, Барклай-де-Толли поставил перед разведчиками задачу приобретать издаваемые в стране пребывания географические карты, сочинения в военной области и т.п. Он сообщал при этом -

"Сколько же на это потребно будет суммы, я не премину своеременно выслать"

Военный министр был заинтересован и в получении дополнительной информации о противнике - о том, какие возможности у той или иной страны имеются для продолжения войны, какими средствами она располагает и как долго может вести войну, о характере духа народа и т.п.

Стоит сказать о таком, крайне важном действии со стороны "Особенной канцелярии", которое сказалось и на ходе военной кампании, особенно в ее начальный период.

В середине марта 1812 года сотруднику канцелярии подполковнику Петру Андреевичу Чуйкевичу было поручено подготовить для Барклая-де-Толли аналитическую записку о будущей войне с Наполеоном.

Источник изображения - https://vk.com/wall-153615755_5666
Источник изображения - https://vk.com/wall-153615755_5666

Изучив всю имеющуюся информацию, Чуйкевич сделал вывод о принципе ведения военных действий со стороны Наполеона. Обычно он сразу стремился навязывать своему противнику генеральное сражение, в котором, используя свой талант полководца и силу своей армии, наносил противнику поражение, учиняя разгром, в результате добиваясь победы.
На основе своих выводов Чуйкевич предлагал всячески избегать генерального сражения, начать отступление вглубь территории страны, что способствовало бы спасению русской армии. Одновременно собирать и концентрировать силы и дать генеральное сражение тогда, когда силы уравняются и Наполеону это будет невыгодно. Чуйкевич также предлагал отступление сопровождать параллельно с ведением активной партизанской войны.

Михаил Богданович Барклай-де-Толли внимательно изучил записку, был согласен и поддержал ее, как известно. Предложения подполковника Чуйкевича, осмысленные военным министром, были реализованы в начальный период войны.

Барклай-де-Толли был уверен в своей линии на будущую войну с французами -

"надобно вести против Наполеона такую войну, к которой он еще не привык"

Стоит сказать о еще одном русском разведчике, который показал себя с самой наилучшей стороны при выполнении порученного задания. Да и сами действия по внедрению его в окружение Наполеона прямо, как в современном учебнике.

Это был граф Иван (Ян) де Витт. Он родился в 1781 году в польской крепости Каменец-Подольск, где его отец был комендантом. Затем отец Ивана перешел на русскую службу.

Источник изображения - http://medalirus.ru/georgievskie-kavalery/vitte-ivan-osipovich.php
Источник изображения - http://medalirus.ru/georgievskie-kavalery/vitte-ivan-osipovich.php

Иван де Витт тоже пошел по военной стезе, попал в конную гвардию, вместе с лейб-гвардии кирасирским полком участвовал в сражении при Аустерлице, в котором был ранен. А потом произошло событие, которое тогда потрясло высший свет Санкт-Петербурга. Граф де Витт внезапно вышел в отставку и уехал ... в Париж! В стан противника! А там бывший совсем недавно полковником гвардейского полка … вдруг перешел на службу к Наполеону. Бывшие сослуживцы де Витта по полку негодовали и плевались при упоминании его имени.

Но это было прекрасно осуществленная операция по внедрению полковника де Витта в окружение самого Наполеона!
Император Франции высоко оценил способности де Витта, который совсем скоро стал служить в штабе Наполеона. Последний не раз давал ему секретные задания, в том числе и личного характера.
Так вышло потому, что де Витт оказался втянут в любовные дела Наполеона. Жена де Витта оказалась своячницей
Марии Валевской, у которой с Наполеоном разыгрался бурный роман. Через де Витта Наполеон и Мария и вели интимную переписку. Это помогло еще больше сблизить Наполеона и де Витта. Император в итоге назначил де Витта своим личным посланником в герцогстве Варшавском.

Вот так де Витт и оказался допущен к важнейшим секретам Франции, содержание которых он регулярно передавал в Россию.

Но французская контрразведка тоже не даром хлеб ела - каким-то образом де Витт попал под подозрение. Вероятно, его как-то сумели предупредить, так как буквально за несколько дней до начала войны де Витт сумел скрыться, переплыл Неман и попал к русским. С ним беседовал лично Барклай-де-Толли. Де Витт сообщил ему самую последнюю информацию о планах Наполеона.
Затем Иван де Витт был отправлен в Санкт-Петербург, где его ждала ауедиенция у Александра I. Беседа длилась долго - несколько часов, по завершении которой Иван де Витт получил новое назначение заняться формированием уланских полков, дослужился со временем до звания генерала от кавалерии.

Стоит еще сказать и о том, что в результате военной реформы Барклая-де-Толли в России впервые была организационно оформлена и военная контрразведка.
В документах
1812-1815 годов она именовалась "высшей", "вышней" и "воинской". Речь идет о Высшей воинской полиции.

Создание этой спецслужбы было передовым шагом по меркам того времени. Официальное название было дано по соображениям конспирации, исполнение полицейских обязанностей было лишь частью поставленных задач.
Само существование службы являлось строгой государственной тайной - подавляющее большинство генералов и старших офицеров вообще ничего не знало о ее создании. А допущенные к тайне неукоснительно следовали раз и навсегда установленному правилу - каждый знает только то, что ему положено по должности и нужно для работы.

Уже в марте 1812 года соответствующие инструкции были разосланы в войска, а в апреле они были дополнены "Кратким руководством для директора Высшей воинской полиции", составленным лично Михаилом Богдановичем Барклаем-де-Толли.

При каждой из трех действовавших в начале Отечественной войны русских армий имелись представители Высшей воинской полиции (то бишь - военной контрразведки). В 1-й армии, находившейся под командованием самого Барклая-де-Толли, ее представлял Яков Иванович де Санглен

Я.И. де Санглен (1776-1864). Источник изображения - https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8f/Санглен_Яков_Иванович.jpg
Я.И. де Санглен (1776-1864). Источник изображения - https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8f/Санглен_Яков_Иванович.jpg

17 апреля 1812 года де Санглен стал директором Высшей воинской полиции при военном министре, то есть - руководителем русской военной контрразведки того времени.

Сотрудники Высшей воинской полиции перед войной занимались выявлением французских агентов, а когда война началась - переключились на сбор сведений о противнике, передвижении его войск и т.д.

Было несколько успешных акций военной контрразведки России. Так был задержан отставной ротмистр Друз (поляк), у которого нашли план Динабургской крепости, пресечена деятельность целой разведгруппы (говоря современным языком) в Бресте, там были задержаны Станислав Сокович и Кастан Езерский. Были также задержаны и отданы под суд за шпионаж сотрудник таможни Грознов, дворяне Игнатий Гаевский, Август Петри.
Весной 1812 года был арестован польский генерал Ян-Генрик Володкович, который пользовался большим уважением со стороны Наполеона и выполнял его личные поручения секретного характера.

С началом Отечественной войны в Риге был арестован купец Карл Цебе, выполнявший свою шпионскую миссию под видом доктора. А в Санкт-Петербурге арестовали Ивана Мобургеня, который занимался сбором сведений секретного характера по заданию генерала Сокольницкого, бывшего среди руководителей военно-оперативной разведки армии Наполеона и входившего в его свиту.
В 1812 году в Главной квартире русской армии был арестован Иван Левкович, выполнявший шпионскую миссию, а на Дону был задержан полковник французской армии Александр Платер с чужим паспортом - на имя Збиевского.

Можно задуматься - А как конкретно деятельность руских разведчиков повлияла на дальнейший ход событий? Несмотря на их самоотверженную деятельность, Россия так не смогла по ряду причин в полной мере подготовиться к войне против Наполеона.

А сама история "
Особенной канцелярии" оказалась короткой. С увольнением в сентябре 1812 года Барклая-де-Толли с поста военного министра, первый специальный орган разведки, что был создан в России, вскоре расформировали. Он возродился, уже в другом виде, только в 1830-е годы.

После победы над Наполеоном военная угроза отпала вообще, наступила всеобщая эйфория, и, как тогда посчитало высшее руководство в стране, не было никакой потребности в создании специального органа разведки. Понятно - это было сильное заблуждение.

Но, как бы то ни было, огромная заслуга Михаила Богдановича Барклая-де-Толли перед Отечеством состоит не только в правильно выбранной стратегии в войне с Наполеоном, но и в создании первой действительно профессиональной службы разведки и контрразведки.
И не его вина, что с его детищем в то время так обошлись.

Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, ставьте лайк.