Найти тему

Инвентаризация. Когда проводить и по каким правилам

Инвентаризация - тот еще процесс...

Кроме того, что мероприятие крайне "увлекательное", еще и документов нужно оформить кучу, скучно точно не будет.

Давайте разберемся в принципе - когда надо проводить и какие правила.

📌1. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ годовая инвентаризация проводится с 1 октября до 31 декабря.

Ее цель - подтвердить, что данные годовой отчетности об имуществе и обязательствах соответствуют действительности.

Поэтому проверяют на соответствие ВСЁ, что отражено в отчетности.

При этом

• Инвентаризация ОС может проводиться раз в 3 года, а библиотечных фондов - раз в 5 лет.

• В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

Можно и чаще, но не реже - ваш выбор закрепите в УП.

📌2. Проводить инвентаризацию обязательно, в частности:

- при смене материально ответственных лиц

- при хищениях,

- при пожарах, стихийных бедствиях;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в некоторых других, менее распространенных случаях.

В этих случаях проверяют только отдельные объекты.

Например, при смене мат.ответственного лица - имущество, которое было ему вверено. А при хищении со склада - только ТМЦ на этом складе.

✅ПОРЯДОК проведения инвентаризации во всех случаях одинаков.

- составьте приказ об инвентаризации с указанием, кто входит в комиссию, что и где они будут проверять.

Комиссия - минимум - 3 человека

Мат.ответственные лица обязаны присутствовать, при инвентаризации вверенного им имущества, но в инвентаризационную комиссию не входят!

✅РЕЗУЛЬТАТЫ оформляют описями и актами - есть унифицированные формы.

Если расхождений с бухучетом нет, все графы описей и актов 1С заполнит автоматически.

Если есть - внесите фактические данные вручную. После этого по ОС и ТМЦ программа составит сличительные ведомости.

По итогам ГОДОВОЙ инвентаризации комиссия обычно оформляет протокол.

Если были выявлены излишки или недостачи, дополнительно заполняют ведомость ИНВ-26 и на основании этих документов издают приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации.

✅ Если ваша компания подлежит обязательному аудиту, то без инвентаризации всего, что входит в годовой баланс, не обойтись, придется напрячься и сделать этот подвиг.

❗Учтите, что дебиторская/кредиторская задолженность должна быть подтверждена актами сверок с контрагентами.

Аудиторы при проверке обычно требуют подтверждение не менее 70-80% общей суммы дебиторки/кредиторки, поэтому нужно заранее озаботиться подписанием сверок на 31.12.

В противном случае есть риск некрасивого аудиторского заключения.

Не только про инвентаризацию, но и про правила учета, оформления первичкой и отражения операций на ВСЕХ УЧАСТКАХ учета я подробно и понятно рассказываю на курсе "Бугалтерия для новичков" который будет полезен не только новичку, но и уже работающему бухгалтеру, который хочет стать профи в своем деле.

Интересно, без воды, на практических примерах из моей насыщенной главбушеской жизни.

#бухучет #инвентаризация #курсыбухучета