Как культовый шутер выпускали на маломощных устройствах японской компании
Уже несколько месяцев антимонопольные регуляторы изучают сделку между Microsoft и Activision Blizzard. Если покупка будет одобрена, корпорация из Редмонда получит контроль над несколькими крупными франшизами, включая Call of Duty. Последнее очень беспокоит Sony, ведь отчисления от продаж серии на консолях PlayStation — важный источник дохода японской компании.
Но издатель, владеющий правами на бренд, получает отчисления с продаж на всех платформах. А Call of Duty — не условная «темная лошадка» Starfield, из которой можно сделать имиджевый продукт для раскрутки Xbox. Microsoft неоднократно заявляла, что нет смысла ограничивать выход новых частей CoD только собственной экосистемой и упускать возможную прибыль.
Чтобы продемонстрировать готовность делиться франшизой, компания заключила соглашение с Nintendo. Игры серии будут выходить на приставках японской фирмы в течение 10 лет.
К жесту скептически отнеслась и Sony, и Британская антимонопольная служба. Они полагают, что Call of Duty невозможно даже запустить на Switch.
Но консоли уже седьмой год. И хотя она отлично продается, а Nintendo не спешит выпускать ни преемника, ни более мощную версию на новом чипе от Nvidia, вряд ли платформодержатель будет выжимать из устройства последние соки еще десять лет. Так что речь не только и даже не столько о Switch, скорее всего.
Но даже на стареющей приставке работают многие современные игры, самые «тяжелые» — через облако. Серия Splatoon демонстрирует заинтересованность владельцев консоли в соревновательных шутерах. А многие прошлые части Call of Duty выходили не только на «больших» GameCube и Wii U, но и на карманной Nintendo DS.
В этом свете соглашение между корпорациями из США и Японии не выглядит таким бессмысленным, как это пытаются представить конкурент и антимонопольный регулятор.
В первом десятилетии нового века мультиплатформенные игры были менее распространены, чем сегодня. Дело было в серьезной разнице архитектур не только между консолями и ПК, но и между приставками одного поколения и схожего уровня производительности. Но издатели все равно хотели продвигать громкие бренды на как можно большем числе устройств — и заказывали разные версии игр на разных движках разным студиям.
Call of Duty тоже была частью этого тренда. На GameCube, Wii и Wii U выходили Modern Warfare, Black Ops и приснопамятная Ghost, созданные «основными» студиями Activision и мало чем отличающиеся от версий для соответствующих поколений PlayStation и Xbox.
Но в рамках темы для нас наибольший интерес представляют игры, созданные американской студией n-Space для портативной Nintendo DS.
Call of Duty 4: Modern Warfare (2007)
Modern Warfare изменила серию, повлияла на развитие шутеров вообще и заодно стала первой частью, вышедшей на портативной Nintendo DS. События игры развиваются параллельно сюжету «большой» версии, но геймеры управляют другими персонажами, предотвращая диверсии террористов на Ближнем Востоке, в Африке и в России.
Игровой процесс в целом соответствовал серии. Это был знакомый всем динамичный шутер, но в версию для DS добавили эпизоды со взломом терминалов, разминированием и рядом других мини-игр, для чего использовался сенсорный экран консоли. На нем же отображалась мини-карта с радаром.
Мультиплеер предлагал шесть карт, из которых две были доступны через систему DS Download Play. В этом случае достаточно одного картриджа на компанию и работающего Wi-Fi. Другие четыре локации требовали наличия собственных картриджей у всех игроков.
Увы, после отключения Nintendo Wi-Fi Connection мультиплеер больше не работает во всех Call of Duty на DS — даже при наличии консолей и картриджей.
Несмотря на ограничения DS как по производительности, так и по эргономике, «карманную» Modern Warfare неплохо приняли критики — в начале 2023 года ее рейтинг на Metacritic остановился на отметке 75.
Call of Duty: World at War (2008)
Activision осталась довольна сотрудничеством с n-Space и на следующий после выхода Modern Warfare год заказала DS-порт новой части — World at War, возвращающей серию в сеттинг Второй мировой войны. Игра использует доработанную версию движка первой портативной Call of Duty и предлагает три сюжетные кампании — за США, Великобританию и СССР.
История иногда пересекается с событиями «большой» версии, но подконтрольные персонажи в игре другие. Кроме одиночной кампании в DS-версии были и миссии-испытания, и мультиплеер. Количество карт, по сравнению с прошлой игрой, поднялось с шести до одиннадцати.
Как и портативная Modern Warfare, World at War понравилась рецензентам и получила 75 баллов.
Call of Duty: Modern Warfare — Mobilized (2009)
Modern Warfare с подзаголовком Mobilized вышла одновременно с Modern Warfare 2. Сюжет все так же развивается параллельно событиям «большой» MW, но продолжает историю, начатую именно на Nintendo. Одним из героев остался Зак Паркер — протагонист прошлой части.
Мультиплеер сталкивал фракции Повстанцев и Коалиции в четырех свободных режимах и пяти командных. Сражения проходили на восьми картах — на три меньше, чем в World at War.
К третьей игре подряд n-Space начала выдыхаться, и обозреватели немного охладели к портативным Call of Duty. Но свои 73 балла на Metacritic игра наскребла.
Call of Duty: Black Ops (2010)
С запуском новой подсерии Call of Duty начала меняться и портативная версия. Правда, больше всего внимания n-Space уделила мультиплееру — тому самому, который перестал работать с отключением сервиса Nintendo Wi-Fi Connection. Но нам хотя бы известно, что на выбор предлагалась дюжина карт и была возможность управлять стелс-истребителем и боевым вертолетом.
Вместе с Black Ops на Nintendo DS пришел и режим Zombie для одного или группы игроков. В наличии четыре карты, а вот ультимативное оружие в портативной версии отсутствует. Что особенно печально, учитывая, что местные зомби могут убить персонажа одним ударом.
Сюжетно портативная Black Ops во многом пересекалась с основной, события разворачивались в конце 60-х годов XX века, и была даже миссия с побегом из тюрьмы. Только не из советской, а из кубинской.
Несмотря на все нововведения, игра в целом была принята на том же уровне, что и предыдущая. Студия n-Space демонстрировала завидную стабильность.
Call of Duty: Modern Warfare 3: Defiance (2011)
История портативных версий Call of Duty для консолей Nintendo закончилась на Defiance — приквеле Modern Warfare 3, вышедшей в том же 2011 году на «больших» консолях. События разворачиваются за несколько дней до сюжета основной игры — отряду героев предстоит не допустить начала Третьей мировой. Как мы знаем, ничего у них не вышло.
Мультиплеер во многом повторял сетевой режим Black Ops, предлагая систему казарм и перков, детальную настройку вооружения персонажа и полтора десятка карт для сражений.
Defiance стала самой низко оцененной игрой из всех Call of Duty для Nintendo DS. Критики поставили шутеру всего 57 баллов, а игроки — и вовсе 1.2. Все жаловались и на сюжет, и на устаревший игровой процесс, и на технические проблемы.
Сегодня разница в архитектуре между мобильным процессором Nvidia Tegra и чипами в ПК уже не так разительна, как между компьютерами и консолями 15-20 лет назад. Это подтверждают порты на Nintendo Switch таких игр, как «Ведьмак 3», The Elder Scrolls V: Skyrim, DOOM Eternal и других. И кажется, будто отдельные версии от сторонних студий больше не актуальны.
Но для работы над портированием одних и тех же игр с консолей на ПК и обратно все еще привлекаются команды специалистов извне, эта практика никуда не исчезла. При необходимости и достаточной прогнозируемой прибыли Microsoft вполне могла бы оплатить более скрупулезный порт Call of Duty для консолей Nintendo.
Определяющим фактором для Activision в свое время были продажи и популярность самой консоли, а не ее технические характеристики или хотя бы удобство управления. Сегодня в карманные Call of Duty играть мучительно — это подтверждает опыт многочисленных смельчаков на YouTube.
Но ни слабое даже для своей эпохи «железо» DS, ни своеобразная эргономика не помешали ей стать культовой консолью. У Switch с продажами все очень неплохо, а с «начинкой» и удобством — куда лучше, чем у старых портативок.
Nintendo, вероятно, обновит Switch. Если не в этом году, то хотя бы в течение пяти лет. Следующая консоль, возможно, окажется не намного слабее Steam Deck, на которой работает новейшая Modern Warfare 2. Так что в договоре с Microsoft больше смысла, чем может показаться со стороны прямо сейчас.