Найти тему
Деньги 24

Три причины почему бензин скоро начнет дорожать

Бензин нацелился на новые рекорды. Биржевые цены на топливо приблизились к максимальным за год значениям и, судя по всему, не думают на этом останавливаться. А как все хорошо начиналось.

-2

Почти полгода - с середины июля прошлого года - оптовая цена бензина на Санкт-Петербургской бирже снижалась. Сказалось ожидание европейского эмбарго и потолка цен на нефтепродукты. В феврале эти механизмы заработали и начался резкий рост стоимости топлива. Всего за пару недель биржевые цены на бензин взлетели почти в полтора раза.

А ведь биржевые цены напрямую связаны с ценами на заправках. Минэнерго и ФАС, правда, пока не видят предпосылок для роста стоимости бензина в рознице. Но долго ли смогут заправки удерживать ценники? И почему вообще бензин начал дорожать?

Начнем с санкций. Потолок цен на российские нефтепродукты, установленный Европой - оказался не таким страшным. 100 долларов за баррель дизеля - практически рыночная цена. Именно дизель среди всех видов топлива был наши главным экспортным товаров среди всех нефтепродуктов. При этом, их экспорт в Европу снизился, да. Но по другим направлениям - в Азию и Латинскую Америку - он увеличился. Понятно дело, что как и в ситуации с нефтью, новые покупатели просят скидку, причем значительную, но главное, что логистику удалось перестроить и нефтепродукты все так же идут на экспорт. Зарабатывают на этом нефтяники меньше, но хотя бы зарабатывают. А что касается бензина (92 и 95), то на экспорт его у нас шло всего процентов 10 от общего объема производства. И то почти все в страны СНГ.

То есть прогнозы, что эмбарго и потолок цен приведут к переизбытку топлива в России, а значит и падению цен, не сбылись. К сожалению.

Сейчас бензин в опте дорожает по трём причинам.

1) Начались плановые ремонты на НПЗ - то есть снижается производство топлива

2) Участники рынка готовятся к сезонному росту спроса - посевная

3) Правительство с апреля сократит выплаты из бюджета нефтяникам за поставки бензина на внутренний рынок.

О последнем вот стоит сказать подробнее. Этот механизм называется демпфер и он призван как раз сдерживать цены на бензин в России. Работает он так: если нефть дорожает и продавать топливо за границей становится выгоднее, чем в России, правительство доплачивает нефтяным компаниям эту разницу. Ну, чтобы они не вывозили всё на экспорт. Если наоборот - в Европе дешевле, чем на нашем внутреннем рынке, то уже нефтяники доплачивают в бюджет. Мол, вы же за счет простых граждан зарабатываете - будьте любезны поделиться.

В прошлом году, в ожидании санкций Европа стала скупать у России нефтепродукты как ни в себя. Как следствие - выросли цены и выплаты по демпферу.

-3

За 2022 год правительство из бюджета перечислило нефтяным компаниям 2 с лишним триллиона рублей. Это в два раза больше, чем выплаты за 2019 и 2021 год вместе взятые. И кстати, в обратную сторону демпфер сработал всего один раз - в пандемийный 20-й год.

Но учитывая, что бюджет страны на ближайшие годы дефицитный, правительство решило сократить выплаты нефтяникам. Доходы от экспорта снизились. Государство это не компенсирует. Как нефтяникам зарабатывать? Известно как - за наш счёт. Так что, внутрироссийские цены быстренько сравнялись с экспортными. Пока, правда, речь идет именно о биржевой - оптовой цене. В теории их изменение должно отражаться и на стоимости бензина на заправках. Но когда бензин на бирже дешевел - на АЗС ценники не переписывали.

-4

Если посмотреть с начала года, стоимость 92-го и 95-го бензина вообще не изменилась. Она словно застыла. Небольшое движение есть только в цене дизеля - за два месяца он подешевел на 17 копеек.

Забавно выходит. В начале года заправки закупали бензин по достаточно низким оптовым ценам. Но при этом снижать розничные цены смысла нет - потому что новые партии придется закупать дороже. Я вообще удивлен, что АЗС так долго держатся.

МНЕНИЕ: Максим Дьяченко, управляющий партнёр Petroleum Trading

Пока что маржа на АЗС сохраняется на довольно таки неплохом уровне, она удовлетворяет потребности АЗС и позволяет нормально им функционировать , эффективно работать и зарабатывать. При этом, конечно, пугает динамика — скорость восстановления этих цен. Если так продолжится еще пару недель, и цены оптовые приблизятся к розничным, то это станет толчком к тому, чтобы цены и на АЗС выросли. Будем надеяться, что регуляторы как то начнут реагировать. Но пока в принципе какой то реакции превентивной нет.

Самое смешное, что многие нефтяники утверждают, что это не рост цен, а их возвращение к справедливым значениям.

Что в итоге? Ну, я бы поставил на то, что ближе к лету бензин на АЗС начнёт дорожать. Точнее, к лету он уже прибавит к цене. Но при этом, рост цен будет сдерживаться ФАСом - это их работа - и спросом со стороны населения, а учитывая покупательную способность, спрос снизился. Хватит ли этих двух факторов, что сбалансировать скачок цены? Хочется верить. Но в итоге, как минимум, в рамках инфляции - а это от 5 до 10 процентов - мы рост цен на бензин на АЗС увидим. В целом, мы давно уже к этому привыкли, но, всё равно, обидно.