Найти тему
Историческое оружиеведение

За что немцы критиковали свою каску

Оглавление

Канал "Историческое оружиеведение" продолжает рассказывать о защитных шлемах разных армий, разработанных в первой половине 20 века. И сегодня поговорим о том, что немецким специалистам не нравилось в стальном шлеме, принятом на вооружение германского вермахта в 1935 году.

Претензии к нему появились в 1942 году, когда были закончены сравнительные испытания шлема обр. 1935 года и трофейных английских, польских и французских касок. Изложены они были в двух документах, обосновывавших необходимость разработки новых, более эффективных шлемов для германских солдат.

Но - обо всем по порядку.

Стальной шлем обр. 1935 года.
Стальной шлем обр. 1935 года.

Небольшое введение

Новым шлемом для вермахта немцы занялись в 1934 году. Мудрствовать лукаво не стали, а взяли "за основу" шлемы времен Первой Мировой войны, немного поработали "напильником" и 25 июня 1935 года новая каска была принята на вооружение под обозначением "стальной шлем обр. 1935 года". Шлем получил более короткие поля и козырек, другие вентиляционные втулки, да и в целом стал легче.

Верность германским традициям подчеркивалось и тем фактом, что работами над новым шлемом руководил Фридрих Шверд, участвовавший в разработке шлема обр. 1916 года.

Шлем изготавливался штамповкой из плоской заготовки углеродистой стали, легированной молибденом. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Шлем, изготовленный из такой стали, выдерживал давление до 220 кг/мм2, что обеспечивало защиту от крупных осколков и пистолетных пуль.

Уже в 1938 году шлем начали модифицировать, заменив технологию изготовления вентиляционных отверстий и заменив дорогой молибден на более доступный силикат марганца. Шлем получил обозначение М40 и несколько потяжелел.

Шлем обр. 1935 года, пробитый осколком.
Шлем обр. 1935 года, пробитый осколком.

"Только немецкие каски имели разрывы"

Первый документ был подготовлен профессором Фраем и доктором Гензелем под эгидой Имперского института оборонных технологий и исследования материалов в Берлине. В октябре 1939 года профессор прибыл из Польши с трофейными французским, английским и польским шлемами и сравнил их возможности с шлемом немецким.

Сравнение вышло не в пользу последнего:

"Результаты показывают, что все современные шлемы выдержали удар свинцовой пули с энергией удара 17 кг м/с (167 Дж - ИО). Примером этого является польский шлем на рис.1, попадания под номерами 1 и 2. Только немецкие каски имели разрывы, потому что они были поражены в точке перехода между козырьком и передней частью стенки корпуса (рис.2,попадания 8 и 9). При поражении каски пулей со свинцовым сердечником в стальной оболочке с энергией удара 50 кг м/с (490 Дж - ИО), они оставались непробитыми только при малом угле попадания (рис.1,попадание 3; рис.3 и 4,попадания 5 и 7). Несмотря на то, что боковые стенки немецкого шлема вертикальнее, чем у других протестированных шлемов, он обеспечивает лишь немного меньшую защиту. Если точка удара приходилась на область перехода между козырьком и юбкой, это приводило к образованию больших отверстий и разрывов (рис.3 и 4,попадание 6). Аналогичные результаты были получены с пулями из спеченного металлического порошка. Исходя из этих тестов, становится совершенно ясно, что вогнутые изгибы на внешней поверхности немецкого шлема являются основными слабыми местами. Такая слабость в вогнутых зонах понятна, потому что сталь там уже была деформирована во время процесса штамповки, и таким образом, при попадании в эту область, может возникнуть дополнительная эластичность до точки проникновения".
Польский и немецкий шлемы после испытаний.
Польский и немецкий шлемы после испытаний.
Немецкие шлемы после испытаний.
Немецкие шлемы после испытаний.

"Грохочущий звук в ушах"

Второй документ был составлен полковником Хайдленом, доктором технических наук и начальником отдела Инспекции вооружений и тоже весьма критически отзывался о шлеме обр. 1935 года.

В частности:

Шлем имел неблагоприятные баллистические свойства из-за вертикальных боковых стенок (почти 90 град. к горизонтали).Это позволяет легко проникать пулям и осколкам. Кроме того, переход от вертикальных стенок к юбке образует слабое место, которое может быть пробито относительно легким ударом.

Козырек шлема М35 препятствует использованию оптических приборов (телескопические прицелы, дальномерные устройства и т.д.).Солдат должен сдвинуть шлем к задней части головы, чтобы козырек не мешал. При стрельбе с рук козырек может мешать процессу прицеливания.

Но

"Самый большой недостаток немецкого стального шлема заключается в том, что юбка вызывает такой грохочущий звук в ушах владельца при сильном ветре и в потоке транспортных средств, что солдаты избегают его носить. Этот звук не только доставляет неудобства солдату, но также может вызывать трудности в понимании команд и радиопередач. Кроме того, этот шум может также препятствовать идентификации самолетов по звуку их двигателей. Это также может привести к тому, что разведывательные группы и часовые неправильно интерпретируют подозрительные звуки. Водители в шлеме могут не заметить необычные шумы двигателя".

Это вам не просто шлем, а символ!

На основании результатов испытаний были разработаны несколько вариантов новых шлемов, которые имели меньше недостатков, чем шлем обр. 1935 года. Осенью 1944 года новые образцы были представлены фюреру. Конструкторы не забыли даже экономию дефицитных материалов и не менее дефицитных человеко-часов.

Но их ждал отказ: фюреру было уже не до нововведений, речь шла о выживании, а потому "старый, добрый" шлем обр. 1935 года было приказано оставить - как символ "Великой борьбы за свободу".

Примечание: перевод Павла Прохорова.

Некоторые статьи цикла можно прочитать по ссылкам:

О русском экспериментальном шлеме 1907 г. можно прочитать здесь.

Об американских шлемах ПМВ можно прочитать здесь.

#историческое оружиеведение #вторая мировая война #немецкая каска оружия #пехотный шлем

Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!