Найти тему
Фонд "Измени одну жизнь"

Мальчики не плачут. А как они тогда проявляют свои чувства?

«Стыдно плакать, ты же мужчина!», «мальчики не плачут!», «что нюни распустил?» - с такой реакцией взрослых на слезы ребенка можно столкнуться достаточно часто...

Почему возникает такой стереотип?

Психолог фонда «Измени одну жизнь» Джессика Франтова объясняет, что слезы не существуют сами по себе. Это реакция на различные болезненные эмоциональные переживания – злость, обиду, уязвимость.

Плакать = показать свою слабость. От будущего мужчины ожидается, наоборот, стойкость и умение держать себя в руках.

Но от запрета на проявление своих чувств сами чувства никуда не деваются. Если слезы были способом их показать, и этот способ подвергается осуждению, то возникает вопрос – а как тогда выражать то, что накопилось?

Ребенок с травматическим опытом довольно быстро сталкивается с такими установками: заплачешь – покажешь свою уязвимость – тебе могут сделать еще больнее.

Поэтому одна из стратегий – чувства «прятать». Проявления этого решения могут выглядеть довольно абсурдно – например, в ситуации, когда ребенка ругают или угрожают, он смеется, кривляется. То есть реакция – прямо противоположная ожидаемой.

Бывает еще другая стратегия – чувства «выключать». Что бы ни происходило, ребенок демонстрирует полное безразличие, типа, подумаешь, меня это не интересует — уходит, отворачивается, смотрит на окружающих замершим взглядом и держит «каменное лицо». Значит ли это, что не чувствует страха, боли, злости?

Скорее нет — чувствует, просто тратит очень много сил, чтобы эти чувства «спрятать». Но ничто не является бездонным, поэтому однажды все-таки чувства прорвутся наружу – в совершенно неожиданной ситуации, и окружающие будут удивляться: как, из-за какого-то пустяка, человека так «сорвало», он стал агрессивен, кричал, дрался, ведь ничего же не случилось.

Достаточно большое количество обращений от приемных семей связано именно с этим – ребенок становится злым и агрессивным, как будто бы «на пустом месте».

Может случиться и наоборот. Привычка подавлять эмоции в момент опасности меняется, когда ребенок попадает в безопасное пространство – новую семью. И тогда он может начать плакать по любому поводу. Потому что теперь можно. Потому что внутри накопилось очень много событий, которые нужно оплакать и пережить, а сейчас для этого есть безопасное пространство. Плаксивость приемного ребенка – тоже достаточно часто встречающееся проявление.

Что может сделать взрослый, чтобы помочь ребенку справляться?

  1. Говорить о связи слез, чувств и действий, их породивших. Например: ты плачешь, потому что тебе больно. Слезы — способ показать боль. Тебе обидно.
  2. Рассказывать о разных способах показать свои переживания. Например, когда плохо, можно звать на помощь взрослых, говорить о том, что случилось.
  3. Отказаться от обесценивания по типу: «Да подумаешь, ерунда, не стоит плакать». Вместо этого лучше сказать: «Похоже для тебя это большая потеря, раз ты так горюешь», «Видимо, тебе очень больно, поэтому ты плачешь» и т. п.
  4. Отказаться от игнорирования: «Поплачет сам, успокоится», «Это просто способ привлечения внимания». Важно быть рядом, говорить о том, что вам, взрослым, заметны и понятны те чувства и переживания, которые стоят за слезами.
  5. Самим не стесняться слез, объяснять ребенку, что их причина – определенные эмоции и это такой способ их выразить: «Да, я сейчас расстроена, поэтому плачу. Так мне становится легче».

Разумеется, все вышеперечисленное касается не только мальчиков, но и девочек, а так же и молодых и зрелых людей.  Но слезы мальчика могут чаще восприниматься как что-то «неправильное», чем слезы  девочки.

Если взрослый чувствует некоторый протест, раздражение в ситуации, когда ребенок плачет, хотя и понимает, что вроде бы ничего страшного сейчас не происходит, можно задать себе несколько вопросов.

Чтобы разобраться в происходящем, спросите себя:

  1. Что страшного может случиться, если ребенок будет продолжать плакать?
  2. Что могут подумать обо мне люди, если мой ребенок плачет? Это действительно так?
  3. Что происходило в моем детстве со мной, когда я плакал(а)?
  4. Какие переживания могут стоять за этими слезами?
  5. Каким еще способом ребенок может это выразить?
  6. Позволяю ли я себе сейчас плакать? Если нет- то, как я тогда выражаю чувства боли, беспомощности, страха?

Возможно, ответы на эти вопросы станут началом нового знания о себе и о своем ребенке и позволят более гармонично решать сложные ситуации.

Дорогие приемные родители!
Вас тревожит вопрос адаптации ребенка или вам важно узнать мнение специалиста по вашей проблеме? Пообщайтесь с психологом фонда на бесплатной онлайн консультации, чтобы узнать больше о том, что происходит с ребенком и как ему помочь.