О постановках Римаса Туминаса большинство посмотревших рассказывают с придыханием. Многочасовые спектакли "Война и мир", "Евгений Онегин" - в каком-то роде легенды, на которые Государственный академический театр им. Евгения Вахтангова вот уже который год неизменно собирает аншлаги, в том числе и за пределами России.
Мне на удивление безболезненно достался билет на московскую постановку "Евгений Онегин", практически в "день его рождения". 13 февраля спектаклю исполнилось 10 лет, и я решила, что ради неё готова лететь в столицу из Тюмени. Пушкинский роман для меня произведение знаковое, любимое, я знаю буквально наизусть огромные его куски и постановки по нему посещаю и анализирую обязательно.
Это были три с половиной часа потрясающей, выверенной до атома, атмосферы.
Перед нами развернулись несколько плоскостей сюжета, переплетенных так, что невозможно оторваться. Чтец - постаревший, умудренный опытом Евгений, в перипетиях же участвует Евгений молодой. Мертвенно-бледный Ленский в летах будет появляться время от времени, с некоторой иронией наблюдая за молодым же Ленским. Их костюмы из разных эпох и расположение на сцене создают ощущение многомерности времени и пространства. Все живет и дышит, и нет ни одной лишней детали. Даже снег не просто "идет", а сигнализирует и символизирует, очень правильно и эмоционально верно.
Это Постановка. Это Работа Режиссера. И Римас Туминас - главное действующее лицо, ради которого театр хочется посещать снова и снова.
До работы в его спектаклях нужно дорасти. Главная героиня в исполнении Ксении Трейстер оказалась для меня истеричной простушкой, со срывающимся голосом. В ней не было ничего от мудрости принятия, глубины и гордости Пушкинской Татьяны. Уже потом, через пару месяцев выяснится, что мне не нравится игра этой актрисы ещё как минимум в одном спектакле, возможно я не объективна, но... Вместе с тем, впечатление от спектакля это не испортило. Ведь кроме Трейстер были и Леонид Бичевин, в роли молодого Евгения и Николай Романовский в роли Ленского, был Алексей Гуськов, который играл Онегина взрослого, Елена Мельникова и Алексей Кузнецов, игравшие чету Лариных.
Поверьте, талантливой игрой в этой постановке приходилось наслаждаться не единожды. Неудивительно, что за время своего шествия по миру, спектакль собрал всевозможные премии: «Хрустальную Турандот», «Золотую маску», «Гвоздь сезона» и т.д.
Отдельно отмечу выверенное музыкальное сопровождение. За разнузданно-веселыми аккордами там, где-то вдалеке звучит трагичная и предвещающая горе мелодия. Благодаря ей и некоторым сюжетным вольностям, вроде отсечения кос или неумелых па, повествование кажется гротескно-трагичным.
Люди выходили со спектакля воодушевленные, озадаченные, взбудораженные, восхищенные и, напротив, неудовлетворенные, удивленные. И в очереди и на крыльце звучало, а нужен ли был заяц? Так какого эффекта добивался режиссер? Имеет ли право существовать такое прочтение классического произведения?
Меня никто не спрашивал, но я отвечу.
Как и любое действо, побуждающее нас, сонных виртуальных мух 21го столетия, отрываться от чатов в телеграмме и начинать обсуждать литературу. Влекущее сдувать пыль с классиков, перечитывать, анализировать, докапываться до сути, спорить, не соглашаться, иметь мнение. Конечно да. Конечно имеет. И, что бы кто не говорил, Римас Туминас - блестящий режиссер.