Найти в Дзене
Ganzer

Склад слишком далеко

"Великое возрождение китайской нации стало необратимым историческим процессом",- заявил 13 марта председатель КНР Си Цзиньпин.

"Китайская нация совершила огромный скачок от того, чтобы встать и обогатиться, к тому, чтобы укрепиться. Великое возрождение китайской нации стало необратимым историческим процессом".

И ещё:

«После ста лет борьбы народное унижение было смыто, китайский народ стал хозяином своей судьбы", - подчеркнул китайский лидер.

Тот, кто следит за событиями в Китае или хотя бы интересуется тем, что там происходит, наверняка заметил, что в последние лет 15- 20 китайский кинематограф заметно преобразился. По крайне мере то, что доходит до западного зрителя, позволяет уловить определённые тенденции. Нет, мы сейчас не будем про стопятьсот фентези, летающих драконов и тайну Великой стены.

Если коротко- Китай сосредотачивается. Жанр эпической военной драмы направлен на поиск ответов на современные вызовы в историческом прошлом Китая. Действительно, когда греки только начинали колонзировать Причерноморье, а ранний Рим отражал набеги этрусков, подданный Чжоу учитель Кун- Фу- Цзи уже писал трактаты о государственном устройстве и рассуждал на тему человеческих добродетелей. Нет нужды напоминать о том, что на территории Восточной Европы в это время родовые племена только- только стали переходить к осёдлому земледелию, а в Северной Америке тучные стада бизонов вытаптывали густые прерии.
Точкой отсчёта в новом периоде китайского кино, вероятно, следует считать эпическую «Битву у Красой скалы» Джона Ву, повествующую об одном из самых значительных сражений смутного периода Троецарствия (помните, в школе учили «восстание жёлтых повязок»?). Фильм получился на 4 с лишим часа, пришлось разбивать на две части. Для США, впрочем, сделали 2,5- часовую копию, чтобы не загружать мозг американского зрители лишними подробностями. Потом была не менее эпичная и красочная «Переправа» из двух частей полного метра, «Падение последней империи» с Джеки Чаном о Синьхайской революции и вот, из недавнего- «Восемь сотен» 2020 года и совсем свежая «Битва на озере» о корейской войне начала 50- х. О «Битве на озере» стоит поговорить отдельно, а вот «Восемь сотен»- в свете последних событий достаточно показателен.

Скрин одной из ключевых сцен фильма.
Скрин одной из ключевых сцен фильма.

Фильм напоминает одновременно все патриотические военные драмы. Проскакивают мотивы «Сталинграда», «Рядового Райана» и «Флагов наших отцов». Сюжет простой. В 1931- м году японцы, пользуясь слабостью распадавшегося Китая, вторглась в Манчжурию, основав на этой территории марионеточное государство Маньчжоу- Го (прекрасный бертолуччиевский «Последний император» как раз об этом). К 1937- му году японские войска, постепенно выдавливая войска Гоминьдана, контролировали всю территорию к северу, западу и востоку от Пекина.
В июле 1937- го с инцидента у моста Лугоу (Лугоу Цянь) начались полномасштабные военные действия между японцами и китайской армией Гоминьдана. Многие современные историки склонны оценивать эти события как часть Второй Мировой войны, одновременно с Гражданской войной в Испании.
Действие фильма происходит в Шанхае в период битвы за Шанхай осенью 1937 года. К этому времени основные войска Гоминьдана, потеряв до 60% личного состава оказались разбиты и деморализованы. Стремясь показать Западу способность Китая сражаться, и рассчитывая на помощь Западных держав в войне с Японией (ничего не напоминает?), генералиссимус Чан Кайши, на фоне отступления основных сил из Шанхая, принимает решение оставить для прикрытия 88- ю дивизию Китайской армии. Этот шаг должен был обеспечить отход основных китайских войск и одновременно убедить Запад в решимости Китая противостоять Японии. По мере исполнения этого решения, решено было оставить вместо дивизии сначала полк, а потом, наконец, усиленный батальон 800 человек, что и повлияло в итоге на название картины.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление, чтобы обратить внимание на два момента. Во- первых, мы видим, что ни Чан Кайши, ни Гоминьдан, ни гоминьдановская Народно- Революционная армия Китая, не вызывают никакой изжоги у современного китайского зрителя. Напротив, герои- гоминьдановцы защищают честь, достоинство и флаг Китая. Таким образом, коммунистический курс китайской пропаганды, вполне допускает отсыл к славным событиям антикоммунистической части китайского сопротивления.

Ещё не так давно публичная демонстрация флага гоминьдановского Китая (ныне флаг Республики Тайвань) приравнивалась к антиправительственной агитации.
Ещё не так давно публичная демонстрация флага гоминьдановского Китая (ныне флаг Республики Тайвань) приравнивалась к антиправительственной агитации.

Во- вторых, мы видим, что в фильме рядовые и офицеры 88- й дивизии одеты в немецкую фельдграу и сражаются немецким же оружием. В руках у солдат Mauser Reichsgewehr Kar. 98, у офицеров и сержантов- пистолеты Mauser C96, в отделениях- MG 15, на головах у китайцев немецкие штальхельмы. В кадрах отражения авианалётов мелькают даже ZB- 26, собиравшиеся в Чехословакии под немецкий же патрон 7,92x57 мм.

Чудеса. Вылитые немцы, только азиатской внешности. Бойцы Народно- Революционной армии Китая в немецкой полевой форме. Фото из открытых источников.
Чудеса. Вылитые немцы, только азиатской внешности. Бойцы Народно- Революционной армии Китая в немецкой полевой форме. Фото из открытых источников.

С момента прихода к власти и до момента подписания Антикоминтерновского пакта в 1936- м Гитлер, рассматривал Китай как ключевого партнера в Азии в борьбе с коммунизмом. А истеблишмент Рейха- как площадку для инвестиций и бизнес- сотрудничества. Более того, Геринг неоднократно заявлял, что Япония, как союзник, ненадёжна и иметь с ней дело нельзя. Немецкие инструкторы обучали военнослужащих НРАК, германские инженеры с помощью германских же инвестиций модернизировали военные заводы и арсеналы Китая, где начался выпуск вооружений по немецким лицензиям. В итоге- Mauser Reichsgewehr Kar. 98 это та самая «винтовка Чан Кайши». Кстати, Гитлер неоднократно делал комплименты руководящим способностям Чан Кайши и его умению создавать государственный аппарат. Мы же в России, как правило, считаем, что Чан Кайши получал основную помощь от СССР. И это действительно так, но уже после того, как немцы поставили на Японию.
Вооруженный немецким оружием батальон должен продержаться несколько суток, удерживая в своих руках склад Сыхан- единственное уцелевшее здание в превращённой в руины северо- западной части Шанхая. Склад был построен западными компаниями для нужд международной концессии и являлся на тот момент самым высоким зданием Шанхая.

Склад Сыхань (Syhang Warehouse) Современный вид. Фотоизображение из Википедии. На торцевом фасаде организован мемориал защитникам склада.
Склад Сыхань (Syhang Warehouse) Современный вид. Фотоизображение из Википедии. На торцевом фасаде организован мемориал защитникам склада.

На другом берегу небольшой реки (это не всемирно известная Янцзы, в устье которой и стоит Шанхай, а небольшая Усунцзян, шириной, навскидку, примерно метров так двадцать пять- тридцать) находится международный сеттльмент, или, как говорят в фильме китайцы, «концессия». Которую японцы, вроде как, бомбить не имеют права, но всё же, иногда шальные пули и снаряды туда залетают. Вообще, один из самых шикарных посылов фильма- перманентный «задник» сияющего огнями неона и витрин сеттльмента на фоне руин остального Шанхая. Кругом огонь, грязь, кровища и мясорубка- а в сеттльменте обычная жизнь, газеты, кофе, рестораны и бордели, а с одного из балконов доносится алябьевский «Соловей». В общем, международное сообщество, конечно, переживает, но переживает не сильно.

Корпункт западных медиа. Уникальная возможность снимать прямо из офиса, как в Москве в 1993-м.
Корпункт западных медиа. Уникальная возможность снимать прямо из офиса, как в Москве в 1993-м.

Из достоинств картины хочется отметить наличие красочных батальных сцен. Момент в котором китайцы, обвешанные гранатами выпрыгивают из окон склада в гущу японских солдат, заставляет вспомнить наши «Аты- баты» и «Они сражались за Родину». Далее, повторюсь, солдаты Гоминьдана тоже патриоты и тоже любят родину. То есть, не одни коммунисты Мао и НОАК выиграли войну. Ну и проработанная историческая достоверность в костюмах, антураже, вооружении тоже, что называется, «внушает».
Из недостатков- временами излишний пафос, ненужные пропагандистские клише и смазанная концовка. Видимо, это и обусловило те самые 6,8 на Кинопоиске.
Почему стоит посмотреть. Тем, кто любит батальные или исторические фильмы точно понравится. При этом картина в целом отражает современные тенденции в китайском кинематографе. И это помогает понять те настроения, которые имеют место в современном Китае. Китай сосредотачивается.