"Великое возрождение китайской нации стало необратимым историческим процессом",- заявил 13 марта председатель КНР Си Цзиньпин.
"Китайская нация совершила огромный скачок от того, чтобы встать и обогатиться, к тому, чтобы укрепиться. Великое возрождение китайской нации стало необратимым историческим процессом".
И ещё:
«После ста лет борьбы народное унижение было смыто, китайский народ стал хозяином своей судьбы", - подчеркнул китайский лидер.
Тот, кто следит за событиями в Китае или хотя бы интересуется тем, что там происходит, наверняка заметил, что в последние лет 15- 20 китайский кинематограф заметно преобразился. По крайне мере то, что доходит до западного зрителя, позволяет уловить определённые тенденции. Нет, мы сейчас не будем про стопятьсот фентези, летающих драконов и тайну Великой стены.
Если коротко- Китай сосредотачивается. Жанр эпической военной драмы направлен на поиск ответов на современные вызовы в историческом прошлом Китая. Действительно, когда греки только начинали колонзировать Причерноморье, а ранний Рим отражал набеги этрусков, подданный Чжоу учитель Кун- Фу- Цзи уже писал трактаты о государственном устройстве и рассуждал на тему человеческих добродетелей. Нет нужды напоминать о том, что на территории Восточной Европы в это время родовые племена только- только стали переходить к осёдлому земледелию, а в Северной Америке тучные стада бизонов вытаптывали густые прерии.
Точкой отсчёта в новом периоде китайского кино, вероятно, следует считать эпическую «Битву у Красой скалы» Джона Ву, повествующую об одном из самых значительных сражений смутного периода Троецарствия (помните, в школе учили «восстание жёлтых повязок»?). Фильм получился на 4 с лишим часа, пришлось разбивать на две части. Для США, впрочем, сделали 2,5- часовую копию, чтобы не загружать мозг американского зрители лишними подробностями. Потом была не менее эпичная и красочная «Переправа» из двух частей полного метра, «Падение последней империи» с Джеки Чаном о Синьхайской революции и вот, из недавнего- «Восемь сотен» 2020 года и совсем свежая «Битва на озере» о корейской войне начала 50- х. О «Битве на озере» стоит поговорить отдельно, а вот «Восемь сотен»- в свете последних событий достаточно показателен.
Фильм напоминает одновременно все патриотические военные драмы. Проскакивают мотивы «Сталинграда», «Рядового Райана» и «Флагов наших отцов». Сюжет простой. В 1931- м году японцы, пользуясь слабостью распадавшегося Китая, вторглась в Манчжурию, основав на этой территории марионеточное государство Маньчжоу- Го (прекрасный бертолуччиевский «Последний император» как раз об этом). К 1937- му году японские войска, постепенно выдавливая войска Гоминьдана, контролировали всю территорию к северу, западу и востоку от Пекина.
В июле 1937- го с инцидента у моста Лугоу (Лугоу Цянь) начались полномасштабные военные действия между японцами и китайской армией Гоминьдана. Многие современные историки склонны оценивать эти события как часть Второй Мировой войны, одновременно с Гражданской войной в Испании.
Действие фильма происходит в Шанхае в период битвы за Шанхай осенью 1937 года. К этому времени основные войска Гоминьдана, потеряв до 60% личного состава оказались разбиты и деморализованы. Стремясь показать Западу способность Китая сражаться, и рассчитывая на помощь Западных держав в войне с Японией (ничего не напоминает?), генералиссимус Чан Кайши, на фоне отступления основных сил из Шанхая, принимает решение оставить для прикрытия 88- ю дивизию Китайской армии. Этот шаг должен был обеспечить отход основных китайских войск и одновременно убедить Запад в решимости Китая противостоять Японии. По мере исполнения этого решения, решено было оставить вместо дивизии сначала полк, а потом, наконец, усиленный батальон 800 человек, что и повлияло в итоге на название картины.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление, чтобы обратить внимание на два момента. Во- первых, мы видим, что ни Чан Кайши, ни Гоминьдан, ни гоминьдановская Народно- Революционная армия Китая, не вызывают никакой изжоги у современного китайского зрителя. Напротив, герои- гоминьдановцы защищают честь, достоинство и флаг Китая. Таким образом, коммунистический курс китайской пропаганды, вполне допускает отсыл к славным событиям антикоммунистической части китайского сопротивления.
Во- вторых, мы видим, что в фильме рядовые и офицеры 88- й дивизии одеты в немецкую фельдграу и сражаются немецким же оружием. В руках у солдат Mauser Reichsgewehr Kar. 98, у офицеров и сержантов- пистолеты Mauser C96, в отделениях- MG 15, на головах у китайцев немецкие штальхельмы. В кадрах отражения авианалётов мелькают даже ZB- 26, собиравшиеся в Чехословакии под немецкий же патрон 7,92x57 мм.
С момента прихода к власти и до момента подписания Антикоминтерновского пакта в 1936- м Гитлер, рассматривал Китай как ключевого партнера в Азии в борьбе с коммунизмом. А истеблишмент Рейха- как площадку для инвестиций и бизнес- сотрудничества. Более того, Геринг неоднократно заявлял, что Япония, как союзник, ненадёжна и иметь с ней дело нельзя. Немецкие инструкторы обучали военнослужащих НРАК, германские инженеры с помощью германских же инвестиций модернизировали военные заводы и арсеналы Китая, где начался выпуск вооружений по немецким лицензиям. В итоге- Mauser Reichsgewehr Kar. 98 это та самая «винтовка Чан Кайши». Кстати, Гитлер неоднократно делал комплименты руководящим способностям Чан Кайши и его умению создавать государственный аппарат. Мы же в России, как правило, считаем, что Чан Кайши получал основную помощь от СССР. И это действительно так, но уже после того, как немцы поставили на Японию.
Вооруженный немецким оружием батальон должен продержаться несколько суток, удерживая в своих руках склад Сыхан- единственное уцелевшее здание в превращённой в руины северо- западной части Шанхая. Склад был построен западными компаниями для нужд международной концессии и являлся на тот момент самым высоким зданием Шанхая.
На другом берегу небольшой реки (это не всемирно известная Янцзы, в устье которой и стоит Шанхай, а небольшая Усунцзян, шириной, навскидку, примерно метров так двадцать пять- тридцать) находится международный сеттльмент, или, как говорят в фильме китайцы, «концессия». Которую японцы, вроде как, бомбить не имеют права, но всё же, иногда шальные пули и снаряды туда залетают. Вообще, один из самых шикарных посылов фильма- перманентный «задник» сияющего огнями неона и витрин сеттльмента на фоне руин остального Шанхая. Кругом огонь, грязь, кровища и мясорубка- а в сеттльменте обычная жизнь, газеты, кофе, рестораны и бордели, а с одного из балконов доносится алябьевский «Соловей». В общем, международное сообщество, конечно, переживает, но переживает не сильно.
Из достоинств картины хочется отметить наличие красочных батальных сцен. Момент в котором китайцы, обвешанные гранатами выпрыгивают из окон склада в гущу японских солдат, заставляет вспомнить наши «Аты- баты» и «Они сражались за Родину». Далее, повторюсь, солдаты Гоминьдана тоже патриоты и тоже любят родину. То есть, не одни коммунисты Мао и НОАК выиграли войну. Ну и проработанная историческая достоверность в костюмах, антураже, вооружении тоже, что называется, «внушает».
Из недостатков- временами излишний пафос, ненужные пропагандистские клише и смазанная концовка. Видимо, это и обусловило те самые 6,8 на Кинопоиске.
Почему стоит посмотреть. Тем, кто любит батальные или исторические фильмы точно понравится. При этом картина в целом отражает современные тенденции в китайском кинематографе. И это помогает понять те настроения, которые имеют место в современном Китае. Китай сосредотачивается.