Найти тему
Смотри в себя

Существует ли лекарство от страданий? Объсняет Алексей Осипов

О том, как облегчить свои скорби, рассказал богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, богослов:

Рассмотрим три ступени. У вас что-то произошло. Первое, что необходимо — воздержаться от того, чтобы кого-то обвинять в случившемся. Никаких обвинений — ни в адрес Бога, ни в сторону окружающих.

Вторая ступень будет посложнее. Здесь необходимо заглянуть в себя. Поступал ли я с другими людьми неправильно? Делал ли я что-то худое по отношению к ним? Да, было такое. И поступал, и мысли имел недобрые, и чувства, и желания…

Что из этого следует? Я понимаю, что получаю достойное по делам своим. Именно это произнёс разбойник, который был распят по правую руку от Христа. В ответ он услышал: «Сегодня же будешь со Мною в раю».

И, наконец, третья ступень заключается в следующем. Если я верю, что ничего со мной не может произойти случайно, если я понимаю, что получаю достойное по делам своим, и что Бог ничего не делает в наказание, а лишь для моей пользы, то мне не остаётся ничего другого, кроме как благодарить Бога. Я благодарю Тебя, Господи, за то, что со мной произошло!

Люди, которые в период тяжелейших испытаний начинают благодарить Бога, смогут убедиться в том, что место скорби в душе постепенно начинает занимать успокоение и ещё большая благодарность Господу.

Дело в том, что христианство — это опытная наука. Если хотите, начните сами проверять на деле. Начните благодарить Бога. Поначалу вы можете ощутить протест души, затем она прекращает сопротивляться, а далее человек от всего сердца и ума начинает искренне благодарить Бога. Душа обретает мир.

Именно таков выход из страданий. Таково лекарство, с помощью которого можно снять со своей души тяжесть.

Каждый человек подобен одному из двух разбойников, распятых рядом со Христом. И каждый человек сам выбирает себе место: или справа от Христа, или слева. Тот, кто справа, говорит: «Достойное по делам моим получаю». Такие люди обретают в итоге душевное освобождение от страданий.

Левый же разбойник сказал: «Если ты Бог, спаси себя и спаси нас». И, кроме физических страданий, испытал немалые душевные страдания.

Итак, каждый из нас избирает себе место. Мы или понимаем, что достойное получаем, да ещё за это благодарим Бога, или будем рваться с креста. Что значит рваться? Искать виноватых и считать их всех негодяями, будь то муж, соседка, коллега, начальник или чиновники.

Философ девятнадцатого столетия, один из главных теоретиков славянофильства Иван Киреевский говорил, что каждое доброе деяние, совершаемое одним человеком внутри себя, является благом для всех людей. Это значит, что и каждая пакость, сделанная человеком внутри себя, является для всех окружающих злом.

Иногда мы думаем, разве могут мои грехи оказать какое-то влияние на других, на общество в целом? Но давайте вспомним замечательную русскую сказку про репку. Дед пошёл вынимать репку, не тянется репка. Бабка — за дедку, вдвоём тащат, никак не могут вытащить репку. За бабкой — внучка, за внучкой — Жучка, за Жучкой — кошка, тянут — потянут, вытянуть не могут. И вдруг прибегает мышка, уцепилась за кошку и вытащили репку.

До чего же прекрасная сказка. Какая мудрость! Это и есть ответ нашему лжесмирению — «что мои грехи?» Или «что мои добродетели?»

Каждая нравственная победа, совершаемая внутри человека, является торжеством для всего христианского мира. Так же, как и каждое нравственное поражение, совершаемое внутри человека, приносит соответствующие плоды.

Однажды я был свидетелем разговора старого священника с женщиной, которая жаловалась ему на своё одиночество. Он посоветовал ей произносить всего лишь пять слов: «Господи Иисус Христе, помилуй меня». Произносить их как можно чаще и с вниманием. Так случилось, что я опять оказался свидетелем, когда эта женщина пришла к старцу по прошествии года. Она упала ему в ноги и благодарила за помощь. Она призналась, что обрела полноту жизни, что получает от жизни радость, что от одиночества и тоски не осталось и следа. Её лицо сияло от благодарности.

Этот священник потом сказал: «Впервые вижу человека, который поверил и исполнил, и получил благо». И привёл слова из Псалтири:

«Вкусите и увидите, как благ Господь!»

Ещё статья: Отвечают ли дети за грехи родителей? Объясняют священники и богослов.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение