Праздник с колючками «А у вас цветы свежие? А когда поставка была? А сколько эти розочки постоят? Точно? Дайте мне такие цветы, чтобы не завяли». В праздничные дни на подобные вопросы продавцам цветочных магазинов приходилось отвечать по сто раз, стараясь при этом сохранять улыбку, даже если бесконечные диалоги происходят в помещении холодильной витрины. #INJECT_1# «Очень сложно стоять по 20 минут в холодильнике, пока покупатель в пуховике «не знает, что хочет». Поэтому в праздничные дни я наряжаюсь в термобелье, — делится своей проблемой петербургский флорист Олеся Чернышова. — Конечно, мы ждем праздников, ведь они дают нам возможность заработать. Но, если бы вы знали, какой это тяжелый труд. Практически у всех цветочников со стажем аллергия не только на цветы, но и на химикаты, которыми их обрабатывают. А руки… после 8 Марта на них нет живого места, все в ранах». Что касается цен, то в этом году некоторые цветы при желании можно было купить дешевле, чем в прошлом, когда возникли большие трудности с поставками. «Почем тюльпаны ставите в этом году? Если ориентироваться на сети, то опять не заработаем?» — советовались цветочники в беседе своей профессиональной группы в соцсети. Действительно, в крупных торговых сетях цены оказались очень демократичными. Качественный букетик из пяти тюльпанов можно было купить за 200 рублей, из 25 штук — за 900 рублей, букет из пяти роз — за 400 рублей. У частников оказалось примерно на 20 % дороже. Особенно прибавили заморские хризантемы, тюльпаны и герберы. Розы сохранили прошлогодний ценник, а тюльпаны отечественного производства и вовсе подешевели. Почему‑то и в частных, и в сетевых магазинах очень дорого стоила мимоза (больше тысячи рублей за веточку). Зато на уличном развале такую же веточку, привезенную из Абхазии, можно было купить всего за 300 рублей. При этом продавец оправдывался, что, мол, «так дорого, потому что у него кредит и ипотека». Продавал, естественно, только за наличные. Бизнес не вянет Как бы то ни было, в этом году женский день цветочников не подвел. И спрос был, и ассортимент, вопреки всем негативным предсказаниям, оказался не беднее прошлогоднего. А сами представители бизнеса с честью решили квесты по обходу жесткого запрета стран ЕС на экспорт в Россию свежесрезанных цветов, ограничения валютных операций и масштабной трансформации привычных логистических маршрутов. Поставки в нашу страну были налажены уже к середине прошлого года. Ни одна из стран, ранее поставлявших цветы в Россию, торговые отношения окончательно не разорвала. Тем не менее общий объем импорта в 2023 году сократился. По данным Северо-Западного межрегионального управления Россельхознадзора, через региональные пункты пропуска объем ввоза цветов в нашу страну снизился примерно на 20 %. Похожая картина и по стране в целом. Если в 2022 году к марту в Россию через все пункты пропуска ввезли 350 млн штук срезанных цветов, то в этом — 250 млн. В Петербург и Ленобласть привезли около 2,2 миллиона импортных цветов, в том числе гвоздики, хризантемы, лилии, орхидеи, а также эустомы, лизиантусы и альстромерии. Раньше цветы прилетали к нам на самолетах, сегодня большинство поставок производится наземным транспортом. В основном срезанные цветы привозят из Латвии на грузовых фурах. Страны происхождения этих цветов Нидерланды, Латинская Америка (Эквадор, Колумбия) и Африка (Кения, Эфиопия). Есть экспериментальные поставки цветов через страны Таможенного союза (Узбекистан, Казахстан). Также с начала 2023 года в Северную столицу авиатранспортом прибыло почти пять тонн разных цветов из Армении. По данным Национальной ассоциации цветоводов, на нашем рынке доля импортных цветов составляет 83 %, а российским, соответственно, остается всего 17 % рынка. Северную столицу отечественными цветами снабжают прежде всего тепличные хозяйства, расположенные в Калужской области. Из Ленобласти же в этом году в торговые сети региона поступили 1,3 млн тюльпанов и 2,5 млн роз. К слову, в 2023 году, несмотря на трудности с ввозом посадочного материала, в нашем регионе производство тюльпанов к весеннему празднику выросло на треть. Увеличение объемов производства весенних луковичных цветов произошло благодаря переходу одного из крупнейших производителей цветочной продукции в Северо-Западном регионе на выращивание цветов ярусным способом, что значительно удешевило производство. Кому розы, а кому — тюльпаны Розами в нашей стране в основном занимаются крупные производители, а тюльпаны — это малый бизнес. Выращивать их легче и дешевле, так как они не требуют дополнительного света и высоких температур. Но даже в этом случае в нынешних условиях, с учетом усложненной логистики, делать бизнес на цветах из-за границы выгоднее, чем заниматься собственным производством. Главная проблема отрасли — низкая ставка таможенной пошлины на импортные цветы. С 2013 года пошлины составляют только 5 %. В результате заморские цветы, попадая на наш рынок, значительно выигрывают по цене у местных. Неудивительно, что члены ассоциации выступают за повышение пошлины для импортеров до 15 %, как это было раньше. Кроме того, цветоводы борются за увеличение срока льготного кредитования с 8 до 11 лет, а также просят помощи с получением предприятиями долгосрочных инвестиционных кредитов. Несмотря на то что сегодня на эту тему существуют правительственные нормативно-правовые акты, банки работать по этой схеме не хотят. Диета для букета В целом, по данным «Анализа рынка срезанных цветов в России», подготовленного BusinesStat, в 2022 г. продажи в стране снизились на 6,3 % по сравнению с предыдущим годом и составили 1,89 млрд штук — минимум за последнюю пятилетку. В условиях кризиса и санкций россияне не отказались от покупки живых цветов, но в последнее время букеты «похудели». Любопытно, что среди покупателей цветочных магазинов представителей сильного пола стало меньше, а количество дам растет. Они покупают цветы для себя и подруг. Только вот выбирают при этом в основном недорогие скромные букетики. Вслед за спросом снижается и предложение. Организаций, специализирующихся на цветочном бизнесе, за последние три года стало меньше почти на 18 %. Если в начале 2020 года таких компаний было 24 546, то к марту 2023-го их количество сократилось до 20 153. Показательно, что больше всего этот бизнес пострадал не в прошлом году, а во время пандемии, пережить которую смогли компании, которые наладили онлайн-продажи и доставку. Владельцы цветочных салонов подтверждают, что сервис доставки сегодня пользуется популярностью. И это несмотря на то что заказывать букеты с доставкой стало дороже на 20 %. В результате в праздничные дни вместо дефицита цветов покупатели столкнулись с нехваткой свободных курьеров. Ставка на фермеров По прогнозам экспертов, в 2023 году продажи срезанных цветов будут снижаться. Вероятно, окончательно они наладятся в 2024 году, когда потребители адаптируются к новым экономическим условиям, поставщики утвердят наиболее эффективные логистические схемы, а внутреннее производство в стране восстановится и пойдет в рост. Не исключено, что получит развитие такое новое направление бизнеса, как цветочное фермерство, по аналогии с производством пищевых продуктов. На сегодняшний день в стране работает уже около 300 специализированных ферм. Фермеры выращивают и срезают цветы под заказ. При этом они с энтузиазмом экспериментируют с выращиванием экзотических растений. Фермерские растения отличаются свежестью и, соответственно, стойкостью. Хотя, по мнению многих флористов, в цветах стойкость не самое главное. Как сказала одна из представительниц бизнеса: «Букет — это как салют. Важны эмоции, а не стойкость. Вы же не требуете от праздничного фейерверка, чтобы он неделю сиял!».
Экзотические растения. Как развивается цветочный рынок в России?
6 минут
17 прочтений
13 марта 2023