Найти тему

Бег с пятки или с носка

  • Расскажи мне, тренер, почему нельзя бегать с пятки?
  • О, потому что сразу травмируешь колени!
  • А дай ссылку на исследования, где про это рассказывается
  • О, не дам, но ты мне верь, ведь мне про это говорил мой тренер, а ему его тренер!

Примерно так выглядит диалог, когда заходит разговор про технику бега. Но… Есть спринтерский бег, есть марафонский, есть любители, есть трейлы, есть кроссовки с мягкой, пружинистой пяткой, есть бутсы и шиповки с жесткой тонкой подошвой. А еще есть антропометрия, индивидуальные особенности строения конечностей, различная поверхность, по которой люди бегают. И так далее. Прям как с коленями, которые почему-то нельзя за носки и сводить тоже нельзя при приседе со штангой, но все это делают и не ломаются, а еще и медальки забирают…

А все, что нам говорит современная спортивная наука и статистические исследования на этот счет?

В одной из работ по этой теме было показано, что 81% бегунов любителей на 10 и 20 км марафона приземлялись на заднюю часть стопы, а 19% — на среднюю. На дистанции полумарафона среди элитных бегунов около 75% приземлялись на заднюю поверхность стопы, 23% — на среднюю и лишь 2% — на переднюю. По разным данным, распространённость бега на пятку среди бегунов достигала более 90% от всех участников различных соревнований, а при тестировании на беговой дорожке это число достигало 95%. При этом среди призеров большинство тех, кто приземляется на заднюю часть стопы.

Экономичный бег и силовой бег

Бег с передней части стопы, скоростной или силовой, спринтерский бег, требует больших энергозатрат, он более красив визуально со стороны, но долго его поддерживать не получится ввиду куда большей нагрузки на голеностоп, ахилл и икроножную мышцу. Бег с пятки намного более экономный и не столь требователен к поверхности, по которой бежит атлет и к опорно-двигательному аппарату.

Исследования, выяснявшие, насколько эффективно на беге отразится смена типа приземления стопы, показали, что очевидной выгоды от такого изменения нет. При этом может случиться так, что изменение типа приземления может привести к стрессовому воздействию на ткани, что может привести к травме.

-2