Найти в Дзене
Библио-лаборатория

Из архивов советской фантастики: "Лабиринт для троглодитов" Ольги Ларионовой

В советской фантастике авторы-женщины были куда большей редкостью, чем гиперпространственные двигатели. Собственно, я могу вспомнить всего трех: Ариадну Громову, Валентину Журавлеву и Ольгу Ларионову. Однако Громова и Журавлева написали не так уж много, к тому же их произведения практически ничем не отличались от творчества их коллег по цеху мужского пола. Ольгу Ларионову, напротив, можно назвать единственной представительницей «женской», даже, не побоюсь этого затасканного термина, феминистической фантастики в СССР. Родись она в США или Великобритании, ее «Леопард с вершины Килиманджаро» вполне мог бы конкурировать с лучшими книгами Урсулы ле Гуины и Джоан Виндж в номинациях на «Хьюго» и «Небьюлу». Как по мне, ее проза заметно выделяется и на фоне большинства советских фантастов, прежде всего своей человечностью и ориентированностью на внутренний мир героев. Музыка настроения для статьи: группа Yuri Gagarin Советская фантастика часто страдала излишней «схематичностью», склонностью к п

В советской фантастике авторы-женщины были куда большей редкостью, чем гиперпространственные двигатели. Собственно, я могу вспомнить всего трех: Ариадну Громову, Валентину Журавлеву и Ольгу Ларионову. Однако Громова и Журавлева написали не так уж много, к тому же их произведения практически ничем не отличались от творчества их коллег по цеху мужского пола.

В оформлении статьи использованы иллюстрации Клима Ли к изданию 1991 года.
В оформлении статьи использованы иллюстрации Клима Ли к изданию 1991 года.

Ольгу Ларионову, напротив, можно назвать единственной представительницей «женской», даже, не побоюсь этого затасканного термина, феминистической фантастики в СССР. Родись она в США или Великобритании, ее «Леопард с вершины Килиманджаро» вполне мог бы конкурировать с лучшими книгами Урсулы ле Гуины и Джоан Виндж в номинациях на «Хьюго» и «Небьюлу». Как по мне, ее проза заметно выделяется и на фоне большинства советских фантастов, прежде всего своей человечностью и ориентированностью на внутренний мир героев.

Музыка настроения для статьи: группа Yuri Gagarin

Советская фантастика часто страдала излишней «схематичностью», склонностью к преувеличенному вниманию к техническим моментам или рисованием социальных картин будущего — в ущерб психологическим портретам главных героев. У Ларионовой в центре внимания всегда люди. Их понимаешь, им сочувствуешь, их можешь представить как вполне живых реальных собеседников, а не «полупрозрачных изобретателей», по язвительному выражению Стругацких. Причем, в отличие от большинства современных «женских» фантастических романов, книги Ларионовой остаются привлекательными и для читателей-мужчин. Во всяком случае, я читаю их с неизменным удовольствием.

Героиня трилогии «Лабиринт для троглодитов» - Варвара Норега, девятнадцатилетняя девушка с колючим характером и типичными для этого возраста страстями и проблемами, (а еще с совершенно невероятным сочетанием профессий: радиооптик-таксидермист), оказывается на очень странной планете, где весь животный мир похож на картинки из буклетов иеговистов: питается пыльцой и нектаром и переполнен нежной привязанностью к людям. Правда, чуть позже выясняется, что такая ситуация охватывает не всю планету, а только небольшой ее участок, эдакий «микро-Эдем». Но не все так просто — при попытках исследовать его, так сказать, «инвазивными» методами, Эдем дает жесткий, даже жестокий отпор. С трагическими последствиями…

-2

Конечно, я не мог не отметить, что планета Степуха явно имеет в своих предках «благоустроенную планету» Леониду Стругацких, но Ларионова развивает эту идею в совсем другом направлении, а главное — удивительно гармонично сочетает сюжет «научного детектива» с развитием и становлением характера главной героини. Знаменитая фраза Сент-Экзюпери «ты в ответе за тех, кого приручил» (которая, кстати, вынесена в эпиграф к трилогии), обретает у Ларионовой неожиданную многогранность — речь идет и о животных, мгновенно привыкающих к людям и о загадочных инопланетянах, создавших райский уголок, настроенный на отбор самых миролюбивых особей (в противовес дарвиновскому выживанию наиболее приспособленных), и, наконец, о самой сложной и болезненной стороне — об отношениях между людьми.

В третьей повести действие переносится на другую планету. Герои первых двух отправляются туда в качестве поисково-спасательной экспедиции, получив сигнал о помощи от коллег-исследователей. Само собой, в центре интриги опять оказывается Варвара, сюжет приходит к более-менее счастливой развязке (как и судьба главной героини), не стану пересказывать — прочитайте, не пожалеете, тем более, что и с чисто научной точки зрения в повести высказываются довольно интересные и оригинальные идеи.

-3

Что хочется еще отметить — то, с какой легкостью и изяществом (вот что значит женщина!) Ларионова обходит идеологические вопросы об устройстве общества будущего. По каким-то намекам можно предположить, что общество это вроде бы коммунистическое, но на самом деле совершенно очевидно, что вся эта идеологическая муть про социальный строй вообще не интересует автора, и, откровенно говоря, после множества деревянных советских утопий и мизантропических западных корпоративных киберпанк-драм и воинственных галактических империй, читать Ларионову очень легко и приятно.

Увы, трилогия известна куда меньше, чем «Леопард с вершины Килиманджаро» и более поздний цикл «Чакра Кентавра», а жаль. По-моему, она заслуживает славы наравне с ними.

Читайте также на канале: