Найти в Дзене
В поисках сути

Саамы — коренные жители Северной Европы. Саамская мифология: Языческие обряды во славу Богини Солнца Бейве

Оглавление

​Саамы — коренные жители Северной Европы. Земля саамов простирается от северных частей Норвегии, Финляндии и Швеции до Кольского полуострова в России. Сегодня саамов можно найти во всех видах профессий, но в те времена большинство саамов были рыбаками, охотниками и, прежде всего, оленеводами. Кочевой образ жизни был естественным для многих саамов. Они знали все о созвездиях, движении солнца, луны, звезд и северного сияния. Саамские истории и народные сказки передавались устно из поколения в поколение. Несколько сотен лет назад в Финляндии, Швеции и Норвегии языческие верования саамов были подавлены, и многие саамы обратились в христианство. Из-за этого медленно исчезали старые истории. Сейчас от саамских мифов и легенд остались только фрагменты.

Богиня Солнца: Бейве

Поскольку существует много разных саамских языков, письменная форма имен различается. Богиню Солнца звали Бейве / Бейви. В саамской культуре божества не всегда были персонифицированы. Часто божества представлялись невидимыми духами, живущими внутри скал, рек, звезд, северного сияния и тому подобного. Бейве была одним из самых важных божеств в саамской культуре, потому что зимой в Лапландии солнце вообще не светит. Темнота длится несколько месяцев, и хотя снег отражает лунный свет, темнота все же оказывает влияние на психическое здоровье и благополучие людей. Солнца очень не хватало в долгие зимние месяцы. Лето считалось временем тепла и изобилия.
Когда солнце было в своей человеческой форме, его называли Beaivvi Nieida, солнечная дева. Она была связана с весной и плодородием. Ее священным животным был белый северный олень. Во время летнего солнцестояния люди делали солнечные колеса из веток, цветов и листьев и вешали их на деревья. Богиня Солнца была связана с плодородием земли и благополучием растений, цветов и животных.
Также существовал обычай приносить в жертву солнечной деве белых животных в ритуале середины зимы, чтобы приветствовать возвращение солнца. Если не было доступных белых животных, в жертву приносили животных, у которых к ушам были прикреплены белые ленты. Другой традицией, которая была частью ритуала, было зажженное пламя, которое символизировало солнце. Существовал обычай окроплять края дверей жиром, который солнце съедало и укреплялось, прежде чем вернуться к небу после долгого отдыха. Жертвы животных приносились только зимой. В противном случае это было бы невежливо, потому что пламя могло сиять ярче самого солнца.

Саамский амбар. Модель на территории парка Скансен (Стокгольм)
Саамский амбар. Модель на территории парка Скансен (Стокгольм)

Подарки для солнца

В шведской Лапландии существовал обычай печь так называемые «солнечные лепешки» из оленьей крови. Эти лепешки вешали на деревья и оставляли «есть» солнцу. В Лапландии Норвегии саамы оставляли солнцу жертвенную кашу. Эти жертвы приносились для того, чтобы северные олени оставались здоровыми, чтобы их не доставали хищники, и чтобы вылечить болезни.
В феврале у людей был обычай собираться в группы и идти на лед, чтобы увидеть первые проблески солнца после долгих темных месяцев. Солнце встречали поклонами (этот обычай практиковали и некоторые финно-угорские и балтские племена).

Еще по теме:

Язычество