Жил один мальчик, которому было 1 год и 9 месяцев, и тут вдруг, в один момент, мама утром собрала сумку и уехала, а с ним осталась бабушка… И самое страшное, мама не вернулась через час, через два и даже через 5 часов, а вернулась через 4 дня, да и еще не одна, а с маленьким комочком, который как оказалось будет теперь с нами жить.
Представляете чувства и эмоции ребенка?
И вот мама, бабушки, дедушка восхищаются этим младенцем, хотя он кричит, плачет и постоянно у мамы на руках….
И как быть? Что делать? А вдруг мама про меня забыла? А вдруг мама меня заменила? А что я могу сделать? Буду тоже таким же маленьким и меня будут любить, буду всеми способами привлекать внимание мамы-баловаться, хулиганить, протестовать, истерить. А может начну хорошо очень относится к этому комочку и тогда меня будут любить больше?
Вот, что примерно может чувствовать старший ребенок при появлении младшего в семье. Что же делать родителям и как минимизировать детскую ревность?
☝🏻первоначально подготовить ребенка к появлению младшего в семье (рассказать, что мама уедет в роддом за братиком/сестричкой, что будет очень скучать, что ребенок пока останется с папой/бабушкой/дедушкой). Говорите правду малышу.
☝🏻вернувшись из роддома, предложите старшему ребенку познакомиться с младенцем, но не настаивайте.
☝🏻сильно не проявляйте восхищение у младшему. Если старший ребенок захочет помочь с уходом за малышом, то поддержите это и не запрещайте.
☝🏻не завышайте требования по отношению к старшему ребенку, старайтесь не злиться. Это будет происходить, к сожалению, так как у мамы идет активная выработка окситоцина по отношению к младшему ребенку, а на старшего мы начинаем раздражаться даже в тех деталях, где сами не научили и не показали как.
☝🏻обратите внимание на манеру общения со старшим и младшим. Эмоциональный окрас общения должен быть одинаков. Необходимо этот момент контролировать.
☝🏻уделяйте время каждому ребенку отдельно. Здесь я говорю об эффективном времяпровождении с детьми. Каждому свои хотя бы 15-20 минут в день, где вы нацелены только на ребенка, играете в то, что он хочет.
☝🏻Как минимум в первые полгода после рождения младшего ребенка, старайтесь не наказывать старшего. А если и наказывать, то максимум за агрессию к младшему, но не в коем случае ни ударять, ни запирать отдельно в комнате, а допустимо посадить на стул минут на 5-10( для ребенка это достаточно). Если же ударить ребенка, даже незначительно, слегка шлепок, то это выльется в 10 кратной агрессии к младшему. Помните, дети, особенно дошкольного возраста никогда не делают «на зло», так они добиваются внимания, коммуникации.
☝🏻самыми основными поводами агрессии являются: внимание родителей, территория и игрушки. Здесь тоже все решаемо- маме необходимо проводить эффективно время (как я писала выше) и организовать пространство детской комнаты. Детям с разницей не более 5 лет лучше находиться в одной комнате до 10 летнего возраста старшего ребенка- так будет формироваться привязанность между детьми: поссорились и помирились=укрепили связь. Если даже разница более 5 лет, то здесь стоит задуматься сразу разделить детей по разным комнатам или же при отсутствии такой возможности - сразу разделить комнату на две части - можно ширмами, шкафами и т.д.
☝🏻никогда не говорите старшему : «ну ты же старше, отдай игрушку», хотя игрушка это его. Старший сам может распоряжаться своими игрушками, в то время как за игрушки младшего до 3 лет отвечаете вы и устанавливаете границы.
☝🏻дайте старшему ребенку понять, что быть в его возрасте очень здорово. Что есть разные возможности. Например, мы с тобой можем есть мороженое, а малышу такую еду совсем нельзя. Или поиграйте со старшим в младенца, если он того просит, например, дайте несладкое, несоленое пюре, например брокколи, как для малыша.
☝🏻когда младшему ребенку уже исполнилось 3 года, то можете оставлять детей одних в комнате, до этого не стоит, потому что это может быть опасно, но только если вы уверены в их безопасности. Это позволит детям учиться контактировать самостоятельно и находить компромиссы.
☝🏻если уже случилась драка, а вы не видели, кто был инициатором, ни в коем случае не принимайте ничью сторону. Разведите детей по разным сторонам- каждого на свою территорию (если вы уже до этого разграничили внимание мамы, игрушки и территорию) на 10-15 минут, при этом не разговаривая ни с кем, пускай нервная система малышей затормозится. Затем каждому из детей задаете вопрос : «что произошло?».
☝🏻у братьев и сестер не должно быть искусственно созданных условий соперничества, также это очень актуально для близнецов, двойняшек. Никаких одинаковых секций или же, если так, то у разных тренеров или в разное время, никаких совместных занятий по урокам и т.д.
☝🏻не сравнивайте малышей друг с другом, да и с кем-то собственно тоже.
Вот собственно это основные правила, которые помогут минимизировать конкуренцию. Только минимизировать, но не убрать полностью 💫