Сейчас скажу, наверное, крамольную мысль, но на мой взгляд, значение роли преподавателя в процессе обучения немного переоценено. Да, бывают талантливые, одаренные преподаватели и их хочется слушать даже если предмет "не в твоём вкусе", а бывает строгая учительница химии, к которой даже на урок идти не хочется. Но это всё скорее крайности. Если мы возьмем среднестатистического учителя (не важно - школьного или репетитора), то не он лично (в значении личностью своей) влияет на результат. Залог успеха - это в первую очередь (!) желание ученика учиться и его способности. В случае горящего изнутри студента, да ещё и способного, ему вообще никакой преподаватель не нужен будет, и даже у самого посредственного такой ученик будет блистать.
Что касается моих школьных лет, то я училась в языковой гимназии (одной из лучших в городе) и 80% преподавателей у нас были просто "золотые" в хорошем смысле, а остальные 20% среднестатистические. И в нашем классе были как отличники, золотые медалисты, их было много, около трети, так и хорошисты, троечники и даже те, кого еле-еле дотянули до 9 класса по разным внешним причинам. И вот стоит педагог, вещает что-то, кто-то его внимательно слушает, что-то записывает, кто-то болтает с соседом по парте, а кто-то вообще в телефоне сидит. Здесь есть вина учителя? Есть ли его ответственность, что из 20 учеников, один не сдал? И есть ли его заслуга, что один сдал на 100 баллов ЕГЭ, например? Очень спорный вопрос.
Для чего нужен учитель?
- проложить путь (ведь он знает уже всю дорогу и знает наиболее быстрый и легкий способ добраться)
- найти нужный метод и подход (потому что вы сами можете с большим энтузиастом раскрывать скобочки 5 лет, но это так и не даст вам знание языка)
- дисциплинировать (очень многие делают домашнее задание, потому что знают, что его проверят; выделяют время на язык, потому что уже назначено занятие, а самостоятельно занимались бы гораздо реже и меньше)
- давать обратную связь (обязательно должен кто-то со стороны показывать вам ваши сильные и слабые стороны)
Нужно ли для этого всего, чтобы ваш преподаватель был "талантлив от Бога", имел докторскую степень и 50 лет профессионального опыта? Не думаю, он должен хорошо знать свой предмет, любить людей/детей (именно это позволяет работать легко и с удовольствием, а значит без лишнего стресса для ученика) и выполнять 4 вышеупомянутые функции.
Именно поэтому я считаю, что деткам лучше подходят студенты языковых ВУЗов, а взрослым - человек соответствующий их темпераменту и взглядам на жизнь (то что в обоих случаях человек владеет языком и азами методики - это по умолчанию).
А как вы считаете, преподаватель имеет значение или всё же ученик первостепенен в достижении результатов?