Найти тему

Пророк Авдий

Автор: архиепископ Иоанн (Смирнов)

Иудейское царство, со времени отпадения от него десяти колен израилевых, одно стало составлять корень и зерно царства Божия на земле. Оно владеет храмом, освящённым от самого Господа Его в нём обитания; оно находилось под управлением царственного дома давидова, которому дано было обетование вечного обладания царством. В том и другом, т.е. и храме и царской власти потомков Давида, оно видело верный залог не только целости своего политического существования, но и осуществления данных Израилю обетований. Для такого царства правление Иорама, сына Иосафатова, имело печальное значение. Иорам женился на Гофолии, дочери известных своим нечестием Ахаава и Иезавели, – этих фанатических поклонников ваалова идолослужения. Чрез этот брак злое нечестие ахаавова дома, быстро и глубоко утвердившееся в Израильском царстве, было пересажено и в царство Иудейское. Иорам ходил по путям царя израильского и, подобно нечестивому дому Ахаава, поступать лукаво пред Господом; он умертвил своих братьев мечом и обольщением склонял своих подданных к идолослужению (4Цар. 8:18; 2Пар. 21:4-7, 11). Его жена Гофолия, после смерти своего мужа и своего сына Охозии, захватила царскую власть в свои руки, истребила всё царское семейство, исключая однолетнего Иоаса, которого спасла от погибели сестра Охозии и жена первосвященника Иоддая, по имени Иосавееф, спрятав его в келлии священнической при храме (4Цар. 11:1-3; 2Пар. 22:10-12). Вслед за такими злодеяниями и таким нечестием следовало и Божие наказание. При Иораме отложилась от Иудеи Идумея; кроме того, филистимляне и аравитяне ворвались в Иудейское царство, опустошили страну, овладели Иерусалимом и сокровищами дворца царского, отвели в плен жён и детей Иорамовых, за исключением самого младшего из них, Охозии, который оставлен был при царе (4Цар. 8:20-22; 2Пар. 21:8-10, 16-17). Вскоре после таких тяжёлых и печальных событий, сам Иорам подвергнулся тяжкой и мучительной болезни чрева, кончившейся после двух лет страдания, смертию царя. Сын его и наследник царского престола Охозия, подобно отцу своему, подражавший во всем дому ахаавову, царствовал только год; вместе с своими братьями и некоторыми князьями иудейскими он был умерщвлён Ииуем; а Гофолия, мать его, после шестилетнего управления, свергнута с престола и убита своими подданными.

Погибли ревнители и вводители ваалова идолослужения, но не погибло посеянное ими в царстве нечестие. Религиозное и нравственное растление, сдерживаемое несколько в своём развитии в первые годы царствования Иоаса, в последние годы его стало снова распространяться с тем большею быстротою, чем с большею силою оно было удерживаемо вначале. Спасённый и воцарённый первосвященником Иоддаем Иоас, доколе жив был его спаситель, воспитатель и руководитель, – пребывал верным истинно вере своих отцов; но как скоро умер Иоддай, служение истинному Богу было оставлено, идолопоклонство Ваалу снова введено во Иерусалиме и Захария, сын Иоддаев, порицавший такое нечестивое дело, по приказанию самого царя, ревнителями идолопоклонства был побит камнями во дворе храма. Сын и преемник Иоаса, Амасия, после победы, одержанной им в соляной долине над идумеянами, принёс во Иерусалим идолов этого народа, кланялся им и курил фимиам пред ними. За своё нечестие как отец, так и сын подпали Божию наказанию; против обоих составлены были заговоры и оба погибли от руки убийц. Следующие затем цари, Озия и Иоафам, хотя и удалялись от грубого идолопоклонства, хотя и заботились о распространении среди народа служения Иегове; но несмотря на это и при них продолжало в Иудейском царстве существовать богоотступничество, так что, когда стал управлять царством нечестивый Ахаз, тогда поток растления прорвал все плотины, преграждавшие ему путь, идолослужение сделалось господствующим по всему царству; проникло даже во двор храма Иеговы, и безбожие дошло до небывалой уже доселе силы (4Цар. 16:2; 2Пар. 28).