Найти тему

Год в истории: 1983

2 марта 1983 года в Великобритании фирмы Sony, Philips и Polygram впервые представили на суд публики компакт-диск и проигрыватель компакт-дисков. Диаметр демонстрируемого компакт-диска составлял 12 сантиметров.

На нем в качестве демонстрации была записана Девятая симфония Бетховена. Продолжительность записи, которая была выполнена лазером и считывалась также лазерным проигрывателем, составила 74 минуты - именно столько длилась симфония в самом популярном исполнении того времени.

Постепенно оптические диски перестали быть исключительно носителями аудиозаписей. Появились CD-ROM, а затем CD-R и CD-RW, где уже можно было хранить любую цифровую информацию.

The Beach boys
The Beach boys

На 4 июля 1983 года у группы The Beach Boys было запланировано выступление на концерте, организованному по случаю Дня независимости на Национальной аллее в Вашингтоне (с 1980 года группа ежегодно принимала в нём участие), однако из-за распоряжения министра внутренних дел Джеймса Уотта, The Beach Boys было отказано в участии.

Министр заявил, что подобные рок-группы обычно привлекают к себе излишнее внимание со стороны так называемых «деклассированных элементов». Правда после того как Уотт узнал, что президент Рейган и первая леди Нэнси Рейган были поклонниками группы, ему пришлось извиниться перед группой.

-3

В конце января 1983 году в Москву прибыли лидеры группы АВВА Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус вместе с Тимом Райс, автором текстов таких известных произведений, как «Иисус Христос Суперзвезда» и «Эвита». Целью их поездки стало знакомство с русской атмосферой, поскольку прообразом главного героя их нового произведения – мюзикла «Шахматы» («Chess») - был советский чемпион мира по шахматам Александр Алехин.

Гости посетили основные достопримечательности столицы, полюбовались московским метрополитеном, побывали в цирке, и, конечно же, посетили Большой театр, где посмотрели балет «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского, одного из любимых композиторов Бенни Андерссона. Но их главной задачей были поиски певицы, которая сыграла бы в мюзикле жену легендарного шахматиста. Атташе по культуре посольства Швеции в Москве Марианна Хультберг, сопровождавшая знаменитых гостей, предложила познакомиться со звездой советской эстрады Аллой Пугачевой, тем более, что во Дворце спорта «Олимпийский» в этот момент проходили ее концерты. Именно там, за кулисами дворца спорта и состоялась первая встреча Бенни, Бьерна и Тима с Аллой. Позже вся делегация побывала в гостях у певицы. Бенни и Бьорн решили предложить ей роль в своем будущем проекте, но Алла Пугачева была вынуждена отказаться.

Кадр из фильма "Мы из джаза"
Кадр из фильма "Мы из джаза"

В этом же году на советские экраны вышел фильм Карена Шахназарова «Мы из джаза». Изначально режиссёр Карен Шахназаров задумывал снять музыкальную комедию о молодом Леониде Утёсове. Он позвонил Утёсову, но певец сказал «нечего про это фильм снимать» и отказался общаться. Режиссёр долго не мог понять в чём дело, пока не выяснил, что Утёсов не был классическим джазменом и сложно относился к тому, что его воспринимали именно как создателя русского джаза.

Прототипом главного героя — Кости Иванова, которого сыграл Игорь Скляр, стал пианист и композитор, основатель одного из первых джазовых ансамблей в СССР — Александр Варламов.

У героини Ларисы Долиной тоже был реальный прототип. Американская джазовая певица Коретти Арле приехала в СССР с гастролями чернокожей женской труппы и познакомилась с пианистом Борисом Тицем. Она вышла за него замуж и осталась жить в СССР, пела в опере и давала эстрадные концерты. Ларису Долину, для того, чтобы она могла сыграть чернокожую певицу, гримировали 6 часов с использованием 12 разных оттенков.

Музыку к фильму написал известный советский и российский пианист и композитор Анатолий Кролл. Кстати, именно в его оркестре начинала свою карьеру певица Лариса Долина.

Для того, чтобы музыканты в фильме выглядели правдоподобно, актерам пришлось научиться владеть музыкальными инструментами. Специально для этого Шахназаров нанял профессиональных музыкальных репетиторов.

В 1983 году «Мы из джаза» был назван лучший музыкальным фильмом по версии журнала «Советский экран».

#домвинтажноймузыки #фондкультурныхинициатив #грантдлякреативныхкоманд