Он всегда прислушивался к словам режиссера и все выполнял, этим выделялся из всех остальных. Он отлично сыграл свою роль и привнес в съемки живую комедийную нотку, а это и требовалось для того комедийного фильма. Он был человек с большим чувством юмора, своей иронией он закрывался от того, что ему было не по душе, это был еще и очень работящий человек.
Буба Касторский
Речь о Борисе Сичкине, человеке с фантастическим чувством юмора, свято верящим в его исцеляющую силу. «Юмор спокойно может бороться с ностальгией, депрессией, инфляцией, девальвацией, с безденежьем и другими недугами. Если юмор здоровый, то он обязательно победит», эти слова принадлежат ему.
«Многие родители оставляют своим детям в наследство нефтяные вышки, фабрики, большие деньги. Это, безусловно, хорошо, но не менее важно оставлять детям в наследство чувство юмора. Конечно, при чувстве юмора одна нефтяная вышка не помешает. Пусть качает нефть для смеха».
Это тоже говорил Буба Касторский, оригинальный куплетист, сильно постаравшийся, чтобы все поверили и усвоили, как «Отче наш», что Борис Сичкин, коренной одессит.
Такие остроумные, оригинальные типы, как он, рождаются только «у Черного моря», как Утесов, истинный одессит. Борис Сичкин родился в Киеве и представлялся с юмором: «по происхождению дворянин, так как родился во дворе. Справа от нашего двора был «евбаз», еврейский базар, культурный центр города, а напротив, колония малолетних преступников».
У него с детства была любовь к цыганским танцам, так как азартный характер мальчишки тянул в цыганский табор. Плясал на базаре, а за плохое поведение исключили из школы, таким нехитрым способом избавившись от дурного примера, для других детей. «С едой проблем не было, все гадали, все воровали, а потом до глубокой ночи пели и танцевали.
И уже потом, став профессиональным артистом, я лихо исполнял в ансамблях и театрах цыганские танцы», вспоминал Борис. Отец, еврей по национальности, был сапожником и чинил обувь всем соседям и умер, когда Борису было 4 года.
В семье осталось семеро братьев и когда все они, небрежно накинув на плечи пиджаки, вразвалочку проходили по улице, она моментально пустела, так как у парней была сомнительная репутация. Воспитанием Бориса, самого младшего из них, занимались его старшие братья.
Один из братьев, танцор самоучка научил бить чечётку и исполнять частушки. Вокруг Бориса частенько собиралась толпа зрителей, когда он на еврейском базаре перед ворами и налётчиками исполнял «Цыганочку» или «Барыню», перед собиравшимися там уголовниками, за что получал первые небольшие гонорары.
Борис окончил Киевское хореографическое училище, до войны и пошел в армию. С начала войны выступал во фронтовом ансамбле. Во время войны с ним произошел случай, после которого ему грозило наказание, а в результате вышло поощрение. Он перепутал войсковую часть, куда должен был прибыть, попав в не ту, которая вела бой с немцами.
Командир не понял и счел его дезертиром, чуть не наказав по всей строгости военного времени, но, когда узнал, что танцор в бою не струсил, представили к награде. Борис Михайлович кроме всего получил медали «За оборону Сталинграда» и «За боевые заслуги» согласно наградному листу за отличное исполнение комических танцев.
ще, вы право, такое говорите то
Небольшая, в сущности, роль куплетиста Касторского принесла артисту славу, радость, хороший заработок. Борис Сичкин с его чувством юмора много гастролировал, давал концерты с полными залами, естественно хорошо зарабатывал.
А в то время Министерство культуры развернуло кампанию по борьбе с «левыми» концертами, и на Сичкина, как и на других его коллег, собрали компромат. На гастролях в Тамбове, вызвали в ОБХСС, пришили статью о «хищении». Следователь при подчиненных издевался над известным актером: «Как ты там пел? «Я не плачу, я никогда не плачу» Это ты в кино не плакал, а у нас здесь поплачешь, еще и будешь рыдать.
Артист провел в тамбовской тюрьме год и два месяца. В конечном итоге выяснилось, что он не только не брал лишних денег, а даже наоборот, получал вдвое меньше, чем значилось в ведомостях. Сразу же буквально, после освобождения с женой Галиной и сыном Емельяном Борис решил эмигрировать в США.
Жизнь в эмиграции Сичкин начал с нуля и было непросто, даже не разбирали чемоданы, надеясь вернуться домой. Уехали то без ничего, имея 40 долларов наличными, оставив дачу, машину и рояль «Беккер». В Америке Сичкин выступал на эстраде и в варьете с сольной программой и вместе с женой, был членом редколлегии нью-йоркской русскоязычной газеты «Русский базар», участвовал в концертах вместе с актерами-эмигрантами.
Постепенно Борис Михайлович стал сниматься в американских кинокартинах и выступать на эстраде в дуэте с супругой. За эпизодическую роль Брежнева, которую ему поспособствовал Олег Видов, в то время уже живший в США, Борис получил целых шесть тысяч долларов.
член театральной диаспоры
Во время съемок у него был даже отдельный домик с надписью «Брежнев». Это был самый высокий его гонорар, кстати, за съемки в СССР в «Неуловимых мстителях» он получал всего 115 рублей в месяц. В Америке он снялся в нескольких картинах «Никсон», «Домоуправ».
О своей жизни в США Борис Михайлович вспоминал так, «наша диаспора не очень читающая, не очень театральная. Подходит ко мне как-то один человек и говорит, что я вас помню, когда вы были еще обаятельным, на что отвечаю, что ты дурак, у меня деньги можно отобрать, но обаяние не трогай, это единственное, что у меня есть. Он конечно, не думал обидеть, а просто хотел заговорить, но не знал, как это сделать, но меня это задело почему-то».
После распада СССР Борис Сичкин не раз приезжал на родину и даже снялся в нескольких фильмах. В телесериале, например, «Марш Турецкого». А последней ролью актера стал фильм «Последнее место жительства», вышедший на экраны в 2001 году.
В последний день своей жизни у него все было прекрасно. Утром он снялся в кинопробе для очередного американского фильма, в котором ему предложили сыграть роль русского мафиози, вспоминал сын артиста Емельян.
Все прошло удачно, Борису пообещали выслать сценарий, у него было чудесное настроение. В этот же день ему прислали первые экземпляры его книги «Мы смеемся, чтобы не сойти с ума». Вечером, должен был на сцене вести концерт Вилли Токарева.
Домой «летел на крыльях», но не работал лифт и на шестой этаж он поднялся пешком. Возможно, это стало критической нагрузкой для сердца, которое у него в последнее время сильно побаливало. Он переоделся, сел за стол и тут же уронил голову на руки.
Я пытался помочь, вспоминал сын, делал искусственное дыхание, но все было кончено в мгновение. Тело его кремировали, а урну с прахом захоронили в Москве на Ваганьковском кладбище, правда несколько позже, так как его жена и спутница не сразу смогла прилететь в Москву.
«О сколько людей, событий и организаций пытались отнять у меня юмор! Особенно старалась советская власть. Но ничего не вышло. Я шутил, шучу и буду шутить. Потому что я не могу иначе», так писал Борис Сичкин в своей книге.
После войны Сичкин стал солистом песни и пляски Советской Армии им. Александрова, куда талантливого исполнителя «камаринской» и «польки» пригласили. Там он проработал только лишь два года. Сотрудник КГБ, присматривавший за артистами ансамбля на зарубежных гастролях в Чехословакии, случайно узнал, что Сичкин верит в Бога, и поспособствовал его увольнению.
После этого Сичкин стал артистом Москонцерта, где у него появилась возможность проявить все свои таланты, а не только мастерское владение танцем, он отдал Москонцерту около двадцати лет служения, одновременно выступая в ансамбле литературной и театральной пародии «Синяя птичка», где исполнял интермедии и сочинял тексты.
мастер разговорного жанра
К этому времени Борис Михайлович уже стал мастером разговорного жанра, хореографом и композитором и выступал как балетмейстер многих эстрадных номеров и программ. Затем актеру довелось поработать в знаменитом джаз-оркестре Эдди Рознера.
А дальше были съемки в кино, где Борис Сичкин снялся в 27 фильмах, включая «Анна на шее» с Александром Вертинским, «До свидания, мальчики!», в «Интервенции» с Высоцким, не сходящей по сей день с телеэкранов детской сказке «Варавара-краса, длинная коса», сыграл кухарку в ленте «Любовь к трем апельсинам». После премьеры фильма «Неуловимые мстители» к актеру пришла слава.
Борис Михайлович жил в столице в трехкомнатной квартире в кооперативном доме в Каретном Ряду. После его отъезда в США в 1979 году теща, оставшаяся в Москве, решила квартиру поменять.
Но председатель жилищного кооператива добро на обмен не дал. И тогда Сичкин прислал из Америки телеграмму на имя председателя с таким текстом, что «дело устроено, поручение твое выполнил. Сообщи, куда перевести причитающиеся тебе наличные. Твой Борис».
Тут же председателя вызвали в КГБ на разбор полетов, что за дело, какие причитающиеся наличные. Председателя трясло, как в лихорадке, но попив крови, отпустили. А Сичкин присылает следующую провокационную телеграмму.
И тут председатель сдался. Тещу выписали и дали разрешение на обмен. В трехкомнатную квартиру Сичкина переехала из двухкомнатной квартиры в том же доме династия артистов оригинального жанра Донских, старейшая из которых, Мария Григорьевна, дочь знаменитого основателя династии Григория Донского.
В фильме «Неуловимые мстители» Сичкин сыграл остроумного, находчивого куплетиста Бубу Касторского. Безмерное артистическое обаяние Сичкина покорило всю страну. Зрители считали, что он там сыграл сам себя и, не зная его настоящего имени, считали, что он в самом деле «Буба из Одессы».
В «Новых приключениях неуловимых», зрители снова встретились с неунывающим Бубой, но для придания драматизма образу, Борис Сичкин с режиссёром Эдмондом Кеосаяном решили «убить» артиста. Говорят, на премьерном просмотре фильма «в верхах» один из комсомольских лидеров заплакал в момент гибели Бубы.
Потом была «Интервенция», где в роли артиста варьете Сичкин практически продублировал образ весёлого куплетиста из «Неуловимых». А вот в картине «На войне как на войне» он продемонстрировал свои возможности серьёзного артиста. Сыграл командира батареи самоходно-артиллерийской установки. Артист был разноплановый и талантливый.
Автору всегда приятно, если читатели подписываются на канал. С признательностью Николай Бельков.