Найти тему
NPR.BY - Наш Портал

Украинскую Православную Церковь выдворяют из Киево-Печерской Лавры

Материал подготовил Пётр Петровский

Объявлено о начале выдворения УПЦ из Киево-Печерской Лавры. Нет сомнения, что это произойдёт до дня празднования Пасхи, т.к. определённый политтехнологический пафос требует с помпой организовать мероприятия раскольников в день главного православного праздника на территории Лавры.

Можно ожидать, что за Киево-Печерской последует отжим Почаевской и Святогорской Лавр, а также всего остального имущества УПЦ. Каноническая Православная Церковь в Украине лишится юридического статуса и имущества. Киевский режим фактически выбрал путь Речи Посполитой, которая юридически ликвидировала Православие на своей территории в 1596 году, что вызвало глубокий политический кризис.

Православная Церковь смогла восстановиться лишь спустя десятилетия в 1620-е гг., но религиозные притеснения в Речи Посполитой тогда сыграли злую шутку, вылившись в казаческо-крестьянские войны и дальнейшие разделы РП. Повторит ли киевский режим закат РП? Всё это зависит от серьёзности целеполагания Москвы довести СВО до логического выполнения заданных целей.

Пока же можно наблюдать на фоне антиправославной вакханалии в Украине ещё два процесса:

  • Первый связан с углублением противоречий между поместными Православными Церквями. Эти противоречия очертились ещё в 1990-е гг., когда Константинопольский патриархат начал создавать параллельные структуры в Эстонии и углубились после признания им раскольников в Украине. Его нельзя просто свести к папизму Константинополя. Фактически это разделение церквей на консервативный и либеральный лагеря, про что более подробно ещё в 2019 году мною была написана отдельная статья.
  • Второй процесс больше относится к России и Украине и связан с распространением ереси этнофелитизма или, если по-простому, национализма в Церкви. В Украине этой ересью как раз и пропитан раскол. Но вот в России эта ересь на фоне СВО расцвела в некоторых околоцерковных и националистических кругах. Всё чаще, особенно после собора в Феофании, стали звучать ехидные возгласы в отношении позиции УПЦ МП: "Мол, открыто не поддерживают СВО, значит пусть их Зеленский ликвидирует. Поделом им".

Подобные размышления разбавляются желанием вообще ликвидировать УПЦ МП как часть Церкви. Мол, украинцев нет, а значит и УПЦ МП быть не должно. Такую позицию занимают особенно околоцерковные этнонационалисты и шовинисты, которые и ходят в РПЦ лишь из-за того, что в ее названии имеется слово Русская.

Для них тезис, что "для Бога нет ни эллина, ни иудея" заменяется на этнофелитический "мы русские и с нами Бог". Такие рассуждения никоим образом не приближают выполнение целей СВО, но наоборот, дискредитируют Московский Патриархат, выставляя его как Церковь только русских, что и надо киевской пропаганде для закрытия УПЦ МП. Этот же тезис потенциально опасен для РПЦ в других частях мира, прежде всего в Прибалтике, Молдове и Японии, где возьмут и объявят автокефалию или уйдут в другую юрисдикцию.

Этот тезис повторяет еретические желания Константинополя свести все другие поместные Церкви в этнические рамки, а самому Константинополю быть над всеми. Время покажет, останется ли РПЦ церковью, где "нет ни эллина и иудея" или превратится в юрисдикцию выгодную для Константинополя "церкви для русских". Но сам момент говорит, что Православие сейчас переживает точку бифуркации.