Когда арабы-мусульмане покончили с политической раздробленностью эпохи раннего средневековья и основали государство, которое тянулось от Средней Азии до Испании, впервые после долгого времени восстановилась торговля на Великом шелковом пути. Поскольку тогдашний ислам евреям вполне благоприятствовал, среди купцов, которые осмеливались на такое длительное путешествие, было немало представителей этого народа. Для них даже был придуман специальный термин радхониты – на персидском языке это слово означает «знающие дорогу».
В 10-12-х столетиях, когда Поднебесной правила династия Северная Сун, а город Кайфэн являлся ее столицей, возникла община кайфэнских евреев, которая была многочисленной и влиятельной в течение всей эпохи средневековья. Со временем из-за недостатка притока новых эмигрантов, особенно женщин, ее представители стали практически неотличимы по внешности и культуре от народа хуэй – так называют китайских мусульман.
Иудейская религия и большинство еврейских обычаев было утрачено, что стало препятствием для репатриации в Израиль. Тем не менее, именно евреев Кайфэна обычно называют китайскими евреями в узком смысле. Сейчас мода на свою национальность у них возродилась. И это стало причиной длительных и сложных судебных процессов, поскольку израильское правительство отказывает им в гражданстве и предлагает на общих основаниях принимать иудаизм.
Тем не менее, этих евреев всего-то около тысячи человек. Зато новая еврейская община в Китае куда как более многочисленна. Ее основа была положена в начале 19-го века, когда многие европейские купцы стали торговать в китайских портах. Влиятельная семья Сассун, британские евреи турецкого происхождения, тогда занимали существенную роль в торговле oпиyмoм. В то время (и вплоть до первой трети 20-го века) он не считался чем-то запретным, а был вполне обычным товаром – вспоминаем рассказы о Шерлоке Холмсе.
Евреи-сефарды британского, голландского, испанского и португальского происхождения нередко встречались в Гонконге, Шанхае, Гуанчжоу или Макао. Моряк, а потом бизнесмен из Роттердама по имени Моисей Хартог Босман стал дедушкой знаменитого Брюса Ли. Британский подданный еврейского происхождения Мэтью Натан недолго был губернатором Гонконга сто лет назад.
В период значительного экономического подъема в начале 20-го века в Китай стало приезжать много евреев из британских и французских колоний. В крупнейших портах, которые находились под европейским контролем, можно было встретить детей Сиона из Северной Африки, стран Леванта, Индии и Ирака. Но настоящий подъем еврейского присутствия в Поднебесной был вызван событиями, которые происходили в России. В 1920-е годы в Шанхае даже был свой любавичский раввин – ребе Меир Ашкенази.
Еврейские специалисты появились на Дальнем Востоке, еще когда строилась КВЖД и Транссибирская магистраль. Некоторые из них предпочли переехать в Китай, как в страну без традиционного антисемитизма. После начала погромов в Российской империи желающих сменить ПМЖ стало намного больше. А после революции в Харбине сложилась крупнейшая в Китае еврейская община. На пике, в начале 1930-х годов, ее численность составляла более 30-ти тысяч человек.
Но затем было создано государство Маньчжоу-Го, а КВЖД продали Японии. Последняя не то, чтобы придерживалась антисемитской политики, а просто не доверяла выходцам из России. Поэтому основная часть харбинской общины разъехалась по всему свету еще до войны. Среди них была семья Эхуда Ольмерта, будущего премьер-министра Израиля.
Сами китайцы относились к евреям неплохо. Сунь Ятсен, отец-основатель демократической Китайской республики, восхищался еврейским народом и идеологией сионизма: «Хотя их страна была разрушена, еврейская нация существует по сей день ... Все любители демократии не могут не поддержать всем сердцем и с энтузиазмом приветствовать движение за восстановление вашей замечательной и исторической нации, которая внесла такой большой вклад в мировую цивилизацию и которая по праву заслуживает почетного места в семье народов».
Еще одна серьезная волна евреев приехала в Китай в 1930-1940-е годы. Многие китайские и японские дипломаты щедро выдавали европейским евреям транзитные визы, благодаря которым они в Шанхае и Гонконге смогли пережить холокост. По большей части, после окончания Второй мировой эти люди уехали. Поднебесная переживала не лучший период своей истории, и внутренняя обстановка даже ухудшилась после создания КНР.
Однако, еврейское присутствие в Шанхае, Гонконге и Макао, которые имели статус европейских колоний, сохранялось вплоть до нашего времени. Правда, лишь немногие из этих людей сохранили свою религию и культуру. Тем не менее, благодаря деятельности движения Хабад, которое стремится приобщить к соблюдению требований иудаизма евреев по всему миру, в 21-м веке были восстановлены или построены заново синагоги в указанных выше городах и даже в Пекине. Сейчас численность евреев в Китае составляет несколько тысяч человек, что не так мало для этой страны.