Найти в Дзене

КАК УПРАВЛЯЮТСЯ ГОРОДА. Чартерные города – города будущего? Мировой опыт

В 2009 году лауреат Нобелевской премии и бывший главный экономист Всемирного банка Пол Ромер предложил концепцию «чартерных городов». Их можно рассматривать как особое экономическое пространство следующего поколения. Чартерные города, как и особые экономические зоны, являются правовыми формами, которые применяются к ограниченной географической зоне. Однако чартерные города обладают особенностями, которые оказывают более сильное влияние на экономический рост, чем большинство ОЭЗ. Расскажем подробнее. Чартерный город расширяет концепцию особой экономической зоны, увеличивая ее размеры и расширяя сферу ее компетенций. Он должен быть достаточно большим, чтобы в конечном итоге вместить комплекс с миллионами жителей, в котором обеспечены все услуги и удобства современной городской жизни. Концепция и особенности управления Инструменты чартерного города должны распространяться на все сферы жизни, необходимые для структурирования взаимодействий и поддержки обмена в современной рыночной экономик
Оглавление

В 2009 году лауреат Нобелевской премии и бывший главный экономист Всемирного банка Пол Ромер предложил концепцию «чартерных городов». Их можно рассматривать как особое экономическое пространство следующего поколения. Чартерные города, как и особые экономические зоны, являются правовыми формами, которые применяются к ограниченной географической зоне. Однако чартерные города обладают особенностями, которые оказывают более сильное влияние на экономический рост, чем большинство ОЭЗ. Расскажем подробнее.

Чартерный город расширяет концепцию особой экономической зоны, увеличивая ее размеры и расширяя сферу ее компетенций. Он должен быть достаточно большим, чтобы в конечном итоге вместить комплекс с миллионами жителей, в котором обеспечены все услуги и удобства современной городской жизни.

Концепция и особенности управления

Инструменты чартерного города должны распространяться на все сферы жизни, необходимые для структурирования взаимодействий и поддержки обмена в современной рыночной экономике. При этом концепция чартерного города допускает партнерские отношения с правительством.

Структура управления чартерным городом может существенно различаться в зависимости от того, где он создан, но все чартерные города будут иметь четыре общих элемента:

  • Первый – это неосвоенный участок земли, достаточно большой, чтобы в конечном итоге разместить целый город. Оптимальная площадь составляет около 1000 кв. км, что примерно соответствует размеру Гонконга и Сингапура.
  • Вторым общим элементом является устав (charter / хартия), который заранее определяет общие правила, которые будут там применяться. Принимающая страна также должна взять на себя обязательство соблюдать законодательство, чтобы обеспечивать привлекательность города для инвестиций.
  • Третий элемент – это добровольность объединения, подкрепленная как добровольным вступлением, так и бесплатным выходом для всех жителей, работодателей и инвесторов.
  • Четвертое – это приверженность принципу равенства перед законом для всех жителей.
Вид на небоскрёбы в Дубай Марина. Источник фото: ©rare-gallery.com  https://blog.politics.ox.ac.uk/is-the-charter-cities-moment-here/
Вид на небоскрёбы в Дубай Марина. Источник фото: ©rare-gallery.com https://blog.politics.ox.ac.uk/is-the-charter-cities-moment-here/

Устав города должен излагать общие принципы и описывать механизмы, с помощью которых правила и подзаконные акты будут устанавливаться и применяться в городе. Всё это должно заложить основу для правовой системы, которая позволит городу расти и процветать. Правовая система особенно важна для привлечения прямых иностранных инвестиций в городскую инфраструктуру с длительным сроком службы.

Основное конкурентное преимущество такой модели – это перестройка управления под реалии современной урбанизации, когда огромная доля населения развитых стран размещается в городских агломерациях, выступающих в качестве центров экономической жизни.

Свободная экономическая зона

  • Ограниченные реформы управления– как правило, сосредоточены на налоговых льготах, инфраструктуре и "едином окне".
  • Небольшая географическая зона- часто охватывает небольшую территорию, например, индустриальный парк, что ограничивает потенциал роста.
  • Единая отрасль– особые экономические зоны часто ориентированы на одну отрасль, такую как производство текстиля или электроники.
  • Ограниченная административная автономия– административная единица не является гибкой и не может реагировать на изменяющиеся условия.

Чартерный город

  • Глубокие реформы управления– затрагивают все аспекты бизнес-среды, включая регистрацию бизнеса, разрешение споров, трудовое законодательство, налоги и т.д.
  • Большая/ расширяемая географическая зона– позволяет успешному чартерному городу расти и включать новые сообщества в свою структуру управления.
  • Многоотраслевая экономика– привлекает множество отраслей, включая производство и сферу услуг, обеспечивая диверсифицированную экономическую базу.
  • Административная автономия– новая административная единица с законодательными полномочиями в пределах чартерных городов позволяет властям изменять законодательство без участия национального правительства.

Примеры и опыт реализации идеи чартерных городов

Шэньчжэнь, Гонконг, Сингапур и Дубай продемонстрировали, что, следуя различным стратегиям развития, города могут использовать урбанизацию для превращения из бедных агломераций в города мирового класса в течение двух-трех поколений. Именно их успех стал основным акселератором для зарождения самостоятельной идеи чартерного города.

Однако, помимо вышеуказанных широко известных проектов, существуют и другие примеры реализации идеи чартерных городов в разных регионах мира.

Одной из самых известных свободных экономических зон, которая сегодня разрослась уже практически до размеров полноценного города, является Кремниевая Долина в США. По сути, технологический парк, предоставлявший благоприятные условия для исследований и стартапов в области полупроводниковой промышленности, превратился в агломерацию, объединяющую передовые высокотехнологичные компании.

В Бразилии расположена одна из первых СЭЗ, организованных в Латинской Америке – город Манаус. Иностранные и местные производители освобождены от уплаты налогов на прибыль, на промышленные изделия, импорт машин и оборудования. Применяются таможенные льготы. Кроме того, являясь столицей штата Амазонас, Манаус стал главным центром экономического развития регионе и концептуально близок к идее чартерного города.

Манаус – столица штата Амазонас в Бразилии. Источник фото: https://www.worldatlas.com/articles/what-is-the-capital-of-the-amazonas-state-of-brazil.html
Манаус – столица штата Амазонас в Бразилии. Источник фото: https://www.worldatlas.com/articles/what-is-the-capital-of-the-amazonas-state-of-brazil.html

Другой формой организации, очень близкой к чартерному городу, является корпоративный город. В корпоративном городе одна компания контролирует большую часть земли и управляет основной инфраструктурой и услугами включая безопасность, здравоохранение и образование. В ней обычно работает большая часть населения города. У городов-корпораций неоднозначная история – часть исследователей связывает практики управления с неоколониализмом. Один из примеров – город Харбел в Либерии, которым фактически управляет компания Firestone Natural Rubber Company, открывшая здесь в 1926 году одну из крупнейших в мире каучуковых плантаций.

Однако, в отличие от вышеуказанных примеров успешного функционирования городов-свободных экономических зон, пример Гондураса заставляет задуматься о том, можно ли построить чартерный город с нуля. После того, как Верховный суд объявил модельные (чартерные) города неконституционными, взамен в 2013 году в Гондурасе был принят закон о возможности создания на территории страны особых зон трудоустройства и экономического развития (ZEDE). У населения данный проект вызвал серьезную критику. Кроме того, идеи о том, что чартерный город может начать эффективно работать даже в бедной стране без какой-либо основы хотя бы в виде классического города, переведённого в режим свободной экономической зоны, оказались слишком идеалистичными. Очевидно, что запуск такого проекта, помимо отсутствия преград со стороны национального правительства, требует благоприятных условий и наличия человеческого капитала (как в Китае) или прямых финансовых инвестиций по примеру Дубая.

Перспективы развития концепции автономных городов

Есть все основания полагать, что несмотря на то, что сегодня мы имеем единичные примеры реализации концепции автономного города, вторая половина ХХI века может оказаться новой эрой для объединений подобного типа.

Уже сейчас можно наблюдать, что правительства многих стран всерьёз задумываются о возможности финансирования проектов по строительству с нуля городов, которые будут иметь особый правовой статус. Более того, часть проектов уже находится в процессе реализации.

Саудовская Аравия строит Neom, новый городской проект стоимостью 500 млрд долларов, который, по прогнозам, будет иметь определенную юридическую автономию.

Строительство проекта Neom на роскошном острове-курорте Синдала, Саудовская Аравия  Источник фото: @SPA https://www.siasat.com/saudi-arabias-neom-20-infrastructure-works-already-completed-2530786/
Строительство проекта Neom на роскошном острове-курорте Синдала, Саудовская Аравия Источник фото: @SPA https://www.siasat.com/saudi-arabias-neom-20-infrastructure-works-already-completed-2530786/

Казахстан планирует создание четырех структурно объединенных городов-спутников G4 City к северу от Алматы.

Rendeavour, крупнейший застройщик городской недвижимости в Африке, строит семь новых городских особых экономических зон в пяти странах.

Египет переносит свою столицу из Каира в пока еще неназванный планируемый мегаполис.

Китайские инвесторы строят новые города и создают особые экономические зоны в таких местах, как:

  • Малайзия с проектом Форест-Сити стоимостью 100 млрд долларов;
  • Оман с особой экономической зоной и промышленным городом Дукм стоимостью 10 млрд долларов;
  • Кения с особой экономической зоной стоимостью 2 млрд долларов.
Рендер из мастер-плана города Дукм от глобальной архитектурной фирмы SOM. Источник фото: https://www.theguardian.com/cities/2018/aug/06/five-years-ago-there-was-nothing-inside-duqm-the-city-rising-from-the-sand-oman-city-sand-luxury-hotels-housing
Рендер из мастер-плана города Дукм от глобальной архитектурной фирмы SOM. Источник фото: https://www.theguardian.com/cities/2018/aug/06/five-years-ago-there-was-nothing-inside-duqm-the-city-rising-from-the-sand-oman-city-sand-luxury-hotels-housing

Всё это говорит о том, что мы находимся на ранних стадиях серьезных изменений в управлении по всему миру. Создание чартерных городов – это проекты, рассчитанные на десятилетия. Многие учёные и экономисты уверены, что вокруг таких городов в будущем будет строиться вся мировая экономика.

Однако не стоит забывать, что не бывает универсальных рецептов для достижения быстрого экономического роста. Проект, который был успешно реализован в одних условиях, может оказаться провальным в другой социально-экономической среде. Именно поэтому к строительству городов будущего нужно подходить с особой ответственностью и осторожностью, чтобы они не превратились в города-призраки.

Материал подготовлен в соответствии с программой АСИ «Новая миссия городов» по развитию городов с высоким научно-технологическим и человеческим потенциалом (ВНТП), в рамках которой ведется поиск новых форматов взаимодействия органов власти и бизнеса (оптимальных институциональных форм), выработка новых механизмов участия корпораций в сервисно-инфраструктурном развитии территорий их присутствия.

В настоящий момент можно почитать о первых результатах программы или принять участие в цикле мероприятий, посвященных обсуждению экспертно-аналитического доклада о сервисно-инфраструктурной обеспеченности городов с ВНТП по итогам пилотирования АСИ совместно с ЦСР 18 российских городов в 15 субъектах РФ:
16 марта
"Метрики городского развития: что и как важно считать". Регистрация обязательна.
23 марта - "Что ждет наукограды, атомграды и технограды? Предложения по изменению подходов к развитию городов с ВНТП". Регистрация обязательна.

Источники

Текст составлен на основе указанных источников.
Составитель подборки – Павел Лебедев / практикант АСИ, студент 4 курса факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова. Редактура – Дарья Рогова / АСИ

Материалы о развитии городов в разных странах мира, в том числе в Великобритании, Германии и Китае, а также о городах-лидерах в сфере наук о жизни можно прочитать в специальной подборке "Развитие городов. Лучшие практики".

Больше новостей по внутреннему туризму и развитию городов, а также программам дивизиона "Городская экономика" АСИ в наших соцсетях: телеграм-канал дивизиона и телеграм-канал "Классной страны", а также наш ВКонтакте.
Подписывайтесь и будьте в курсе событий!


#АСИгорсреда #новаямиссиягородов #АСИгорода